Не подлежит сомнению, что в передовых странах и передовых школах кино давно уже нашло себе применение. Во всяком случае, любой педагог сразу поймет, каким незаменимым наглядным пособием для преподавания почти всех без исключения предметов является кино.
Было бы превосходно, если бы у нас в возможно более широкой сети школьных заведений имелись хотя бы скромные киноаппараты. Некоторые элементарнейшие фильмы могли бы тогда играть ту же роль, что и маленький запас диапозитивов, который часто имеется при школах, где есть волшебный фонарь. Но, конечно, существеннейшее дело при этом — это фильмотека.
Я представляю себе фильмотеку не только как некоторое центральное хранилище, из которого с чрезвычайной легкостью, может быть даже по почте, в любой момент любая школа могла бы простым уведомлением за один–два дня получать по каталогу любой научный фильм во всяком городе или известной части города, но и как центр, работающий на более широкую периферию, — скажем, фильмотека для деревенских школ или уездная; причем, разумеется, необходимо пользоваться и круговой почтой.
Кино может бесконечно развернуть горизонт школы. Ведь такая фильмотека может содержать в себе картины видового этнографического характера с дополнением подвижных, привлекательно сделанных диаграмм, характеризующих любую страну, город, любую промышленность, торговлю и т. д. Сложнее обстоит дело с историей. Здесь, конечно, на первом плане должны стоять подлинные исторические документы, т. е. те, на которые хватает памяти кино, — хорошо составленные комбинации из кусков, запечатленных в свое время в хронике. Но можно представить себе и искусственно восстановленную историю: можно брать из существующих старых лент отдельные куски, которые более или менее правильно рисуют обстановку, быт различных веков и различных народов.
Для естественных наук, как точных, так и описательных, простор тут, разумеется, огромный. Особенное внимание приходится обращать на то, что кино обладает также и силою телескопа и микроскопа и может проецировать на экране любое увеличение. Огромной важности особенностью кино является то, что во всякий момент научный фильм может быть остановлен и проецирован, например, как простой диапозитив. Любой момент хирургической операции, какой нибудь физический опыт и т. д. тут может быть внезапно приостановлен и рассмотрен со всей внимательностью. Можно также вновь и вновь начинать проекцию с любого момента, чего никак нельзя сделать с физическим опытом и в особенности, скажем, с хирургической операцией, когда она проводится в действительности.
Кино одинаково мощно как опора для практики и в элементарной школе, и в средней, а равным образом и в высшей школе. Кино в школе будет играть роль не только пассивного проецирующего инструмента, опирающегося на собственную или центральную фильмотеку; в мало–мальски хорошо поставленной школе должны производиться и киносъемки, должно быть достигнуто умение составить собственную маленькую фильмотеку из работ исследовательских экспедиций школы. Словом, надо работать с кино так, как до сих пор при мало–мальски хорошо поставленных экспедициях, исследованиях и т. д. работают с кодаком. Вот цель, которую надо себе поставить.
Конечно, у нас и простая фотография еще далеко не стоит на должной высоте. Наша центральная коллекция диапозитивов и вообще роль диапозитивов в школе, по крайней мере в массовой школе, еще оставляют желать лучшего; и даже то, что у нас есть, еще недостаточно распространено. Волшебный фонарь встречается в деревенских школах очень редко, равным образом и фотографирование даже самым примитивным аппаратом далеко еще не вошло в число необходимых основ школьных занятий.
Кино является дальнейшим усложнением и в то же время колоссальным усовершенствованием школьного «глаза». Каждый шаг, который будет сделан в этом направлении, — будет ли он касаться вузов, техникумов, школ второй ступени, изб–читален и начальных школ деревни — должно приветствовать. Дело это ударное, требующее средств, умения, любви.
Но, конечно, пройдет несколько лет, и кино в школе займет такое же твердое место, как классная доска или книга.
1928 г.
Книга Л. Сухаребского «Учебное кино» была одной из первых советских работ, всесторонне рассматривающих проблему использования кинематографа в учебной практике советских и зарубежных школ. В кратком предисловии к этой книге Луначарский подчеркнул значение кино как «незаменимого наглядного пособия для преподавания почти всех без исключения предметов» школьного курса. Кино, по словам Луначарского, «может бесконечно развернуть горизонт школы». С развитием школы оно должно занять в ней такое же естественное, «такое же твердое место, как классная доска или книга».