Философия, политика, искусство, просвещение

К читателю

Предлагаемое вниманию читателя издание посвящено педагогическому наследию А. В. Луначарского, крупнейшего советского государственного и общественного деятеля, внесшего неоценимый вклад в развитие социалистической культуры и просвещения.

Выдвинутый В. И. Лениным на пост народного комиссара просвещения, Луначарский совместно с Н. К. Крупской, М. Н. Покровским и другими видными деятелями просвещения сумел в необычайно трудных условиях первых лет советской власти заложить фундамент новой системы образования, разработать основные положения теории и практики строительства социалистической школы. Под непосредственным руководством В. И. Ленина Луначарский воплощал в жизнь принципы единой трудовой политехнической школы, создавал широкую сеть дошкольного воспитания, общего профессионального и высшего образования, культурно–просветительных учреждений.

Сила и убедительность педагогических положений Луначарского в том, что они опираются на марксистско–ленинскую методологию, в том, что вопросы народного образования тесно связаны у него с общественно–политическими и экономическими проблемами. В статьях и выступлениях Луначарского дано глубоко научное, марксистское обоснование системы народного образования, определены цели воспитания, требования к содержанию, организационным формам и методам обучения. Луначарский внес значительный вклад в решение таких важнейших педагогических проблем, как школа и жизнь, личность и коллектив, личность и общество. Им всесторонне разработаны многие актуальные вопросы коммунистического воспитания. Школа, считал Луначарский, должна быть важнейшим фактором этого воспитания, основную цель которого он видел во всестороннем развитии личности.

Высшей ценностью в социалистическом обществе является личность, утверждал Луначарский. «Мы хотим, — писал он, — воспитать человека, который был бы возможно более гармоничен в нравственном и духовном отношении, имел бы полное общее образование и мог бы легко приобрести мастерство в какой нибудь одной области. Также мы имеем в виду создать настоящего благожелательного сотрудника своих сограждан, мы хотим сделать товарища всем остальным людям и, пока длится борьба, борца за социалистический идеал».

Страстной верой в светлое и прекрасное будущее пронизана вся деятельность Луначарского. В тяжелые годы гражданской войны, хозяйственной разрухи и голода он не переставал мечтать об идеале человека — «физического красавца, гармонично развивающегося, широко образованного человека, который знаком с основами и важнейшими выводами в самых различных областях: технике, медицине, гражданском праве, литературе и т. д.».

Устремленность в будущее, решение насущных задач в свете перспектив социалистического строительства — характерная черта Луначарского. Трезвая оценка трудностей того периода никогда не притупляла его взгляда в завтрашний день. «Нельзя позволить трудностям текущего момента, — говорил он, — затоптать цветы первых надежд пролетариата на возможность всестороннего человеческого развития». Именно с этих позиций Луначарский боролся за общеобразовательный характер социалистической школы, за ее политехнизацию.

Далеко вперед шагнула советская школа по сравнению с тем временем, когда вырабатывались ее основы. Однако главные принципы ее деятельности сохранили свое непреходящее значение и в наши дни. В новых исторических условиях поставлены задачи всеобщего среднего образования, широкого дошкольного образования, воспитания молодежи в духе новой, коммунистической морали.

Прозорливость Луначарского придает современное звучание многому из того, что было высказано им полвека назад. Особенно актуально звучат сегодня его высказывания о связи школы с жизнью, о политехническом характере школы, о том, что культурное строительство имеет самое непосредственное отношение к проблемам экономики и политики.

Велико значение педагогического наследия Луначарского. Оно всесторонне отражает историю становления советской культуры и просвещения. Вместе с тем творческое использование этого наследия может помочь решению многих современных педагогических проблем, в этом главное назначение настоящего издания.

М. А. Прокофьев, министр просвещения СССР

от

Автор:


Поделиться статьёй с друзьями: