Философия, политика, искусство, просвещение

В роли оглушителя

…Музыка на Западе играет сейчас роль не выразителя каких–то глубоких настроений, конструктора воли к строительству общественных форм. Она играет роль, главным образом, оглушителя. Так смотрит буржуазия на все свои развлечения. В каждом городе есть один или несколько пылающих электричеством кварталов, которые ночью зазывают всякого, от рабочего до банкира, развлечься и вкусить законную награду за свои труды в качестве эксплуататора или эксплуатируемого.

Развлечения есть на все цены. Цель их — забыться, потому что никакой другой цели у буржуазии нет; она не может указать никакой цели, так как ее хищническая и паразитская сущность противоречит всякой морали, всякой социальной установке. Она говорит: работай, за работу получай плату и эту плату умей сейчас же превратить в наслаждение. Тем более бессмысленно копить, что, может быть, завтра будет война и твои деньги превратятся в черепки, поэтому реализуй их. Увеселения эти сопровождаются музыкой, главным образом танцевальной. Музыке придан характер блистательный, оглушительный. Она действует, как шипучее вино, очень быстро заставляющее забыть все окружающее и на несколько часов потонуть в блаженстве, которое буржуазия рассматривает как настоящую зарплату. Булка, пиво или пара штанов — это не есть настоящая заработная плата, а настоящая заработная плата — это приятные оглушители, приятные сладостные наркотики.

1930 г.

Впервые опубликовано:
Публикуется по редакции

Внимание! На сайте есть более полная версия этой статьи.


Автор:


Запись в библиографии № 3449:

Новые пути оперы и балета. — «Пролет. музыкант», 1930, № 5, с. 4–10; № 6, с. 2–8.

  • Обработанная стенограмма доклада, прочитанного в Большом театре 12 мая 1930 г.
  • То же. — В кн.: Луначарский А. В. В мире музыки. М., 1958, с. 399–417.
  • То же, отрывки. — В кн.: Луначарский А. В. В мире музыки. Изд. 2–е, доп. М., 1971, с. 462–467.

Поделиться статьёй с друзьями: