Философия, политика, искусство, просвещение

Право на существование

I

Из статьи «Жирофле–Жирофля» в Камерном театре («Известия», 1923, 14 янв.).

…Психологическая реакция может выражаться и в благородных и в неблагородных формах. Хорошо, что людям хочется посмеяться и отдохнуть в впечатлениях, далеких от того, что их тревожило, мучило и восхищало. Многие и многие из российских граждан имеют глубокое право на приятный веселый час легкого беззаботного отдыха. В этой области законной и благородной веселости перед театром стоят существенные задачи. Мы столько яркого пережили и так требовательны теперь к впечатлениям, что многое, казавшееся раньше театральным и эффектным, теперь кажется, наоборот, тусклым и незначительным. Именно теперь это обстоятельство создает театру трудности: зловредная конкуренция беззастенчивого кабака во всех его видах пикантности и наглости, словом, потрафляющая той же психологической реакции, но в измененной форме, часто заслоняет театр и кажется более подходящим к жажде яркости и выразительности, которая теперь характеризует публику!

Вот почему не только не надо пуритански морщиться по поводу великолепного достижения в области блестящего и беззаботного смеха, которое выпало на долю Камерного театра, но всячески этот здоровый комический спектакль 1 приветствовать.

1923 г.

II

Из предисловия к книге «Театр сегодня» (М.–Л., изд. МОДПИК, 1927, с. 4). В библиографии № 2722

…Новая работа Таирова «День и ночь»2 — веселая, с огромным вкусом поставленная оперетка — является сильным оружием в руках тех, кто, как и я, защищает право на существование просто весёлого театра. Конечно, легкий театр является второстепенным жанром по сравнению с театром социально–содержательным; но нельзя же отрицать за нашим гражданством право от времени до времени просто повеселиться. А если уж веселиться, то, конечно, со вкусом, изящно, а не в формах, излюбленных теперь западноевропейской буржуазией, — аляповатых, гривуазно–животных. Тов. Кольцов в «Правде» напечатал по этому поводу чрезвычайно верную статью, которая идет в том же направлении, что и мои статьи, опубликованные недавно в ленинградских газетах.3

1927 г.


  1.  Оперетта Ш. Лекока «Жирофле–Жирофля» (русский текст А. Арго и Н. Адуева) была впервые показана московским Камерным театром в постановке А. Я. Таирова 3 октября 1922 г.
  2.  Оперетта Ш. Лекока «День и ночь» была впервые показана в постановке А. Я. Таирова московским Камерным театром 18 декабря 1926 г.
  3.  «Мои статьи, опубликованные недавно в ленинградских газетах…» Имеется в виду, по–видимому, статья «Одна из театральных проблем». Судя по контексту, написано в начале 1927 г.
Впервые опубликовано:
Публикуется по редакции

Автор:


Запись в библиографии № 1607:

О «Жирофле–Жирофля» в Большом театре. — «Известия», 1923, 14 янв., с. 5.

  • О предстоящем спектакле Московского Камерного театра на сцене Большого театра.
  • То же, с сокр., под загл.: «Жирофле–Жирофля». — «Еженедельник акад. театров», 1924, № 12, с. 6;
  • в кн.: Камерный театр. М., 1934, с. 36.

Поделиться статьёй с друзьями:

Иллюстрации

Из: О массовых празднествах…

«Жирофле–Жирофля» Ш. Лекока. Камерный театр. 1922 г.
«Жирофле–Жирофля» Ш. Лекока. Камерный театр. 1922 г.