Право на существование

I

I. Из статьи «Жирофле–Жирофля» в Камерном театре («Известия», 1923, 14 янв.).

<…> Психологическая реакция может выражаться и в благородных и в неблагородных формах. Хорошо, что людям хочется посмеяться и отдохнуть в впечатлениях, далеких от того, что их тревожило, мучило и восхищало. Многие и многие из российских граждан имеют глубокое право на приятный веселый час легкого беззаботного отдыха. В этой области законной и благородной веселости перед театром стоят существенные задачи. Мы столько яркого пережили и так требовательны теперь к впечатлениям, что многое, казавшееся раньше театральным и эффектным, теперь кажется, наоборот, туск — «Жирофле–Жирофля» Ш. Лекока. Камерный театр. 1922 г.

лым и незначительным. Именно теперь это обстоятельство создает театру трудности: зловредная конкуренция беззастенчивого кабака во всех его видах пикантности и наглости, словом, потрафляющая той же психологической реакции, но в измененной форме, часто заслоняет театр и кажется более подходящим к жажде яркости и выразительности, которая теперь характеризует публику!

Вот почему не только не надо пуритански морщиться по поводу великолепного достижения в области блестящего и беззаботного смеха, которое выпало на долю Камерного театра, но всячески этот здоровый комический спектакль 1a приветствовать. 

1923 г.

II

II. Из предисловия к книге «Театр сегодня» (М. — Л., изд. МОДПИК, 1927, с. 4).

<…> Новая работа Таирова «День и ночь» 1 — веселая, с огромным вкусом поставленная оперетка — является сильным оружием в руках тех, кто, как и я, защищает право на существование просто весёлого театра. Конечно, легкий театр является второстепенным жанром по сравнению с театром социально–содержательным; но нельзя же отрицать за нашим гражданством право от времени до времени просто повеселиться. А если уж веселиться, то, конечно, со вкусом, изящно, а не в формах, излюбленных теперь западноевропейской буржуазией, — аляповатых, гривуазно–животных. Тов. Кольцов в «Правде» напечатал по этому поводу чрезвычайно верную статью, которая идет в том же направлении, что и мои статьи, опубликованные недавно в ленинградских газетах 2

1927 г.


1a Оперетта Ш. Лекока «Жирофле–Жирофля» (русский текст А. Арго и Н. Адуева) была впервые показана московским Камерным театром в постановке А. Я. Таирова 3 октября 1922 г.

1 Оперетта Ш. Лекока «День и ночь» была впервые показана в постановке А. Я. Таирова московским Камерным театром 18 декабря 1926 г.

2 «Мои статьи, опубликованные недавно в ленинградских газетах…» Имеется в виду, по–видимому, статья «Одна из театральных проблем». Судя по контексту, написано в начале 1927 г.

Comments