Философия, политика, искусство, просвещение

Пять лет государственных цирков

  • журн. «Цирк», 1925, № 3, с. 3.1

Несмотря на некоторые колебания, которые подчас приводили к отрицательной оценке цирков, как это было, например, на Украине, в общем Советская власть держалась той точки зрения, что цирк есть совокупность зрелищ здоровых и полезных, притом же весьма близких массам и привычных для них.

Вместе с тем было ясно, что цирком легко можно было бы злоупотребить или, по крайней мере, не сделать из него ровно никакого элемента новой художественно–просветительной политики.

Отсюда — стремление государства взять цирки в свои руки.

Подходя к вопросу с формальной и хозяйственной точки зрения, надо сказать, что отдельным Советам организация циркового дела большей частью не удалась. У государства же дело пошло лучше.

Можно рассчитывать, что в будущем оно совершенно окрепнет с хозяйственно–финансовой точки зрения. Во всяком случае, сейчас хозяйственный цирковой трест распространился на многие цирки СССР и представляет собою, вероятно, одно из самых больших цирковых предприятий в мире.

Правда, это большое предприятие не имеет еще ни достаточного оборотного капитала, ни вполне здорового баланса. Но перед ним хорошее будущее, и оно, конечно, кредитоспособно.

Для нас, разумеется, важнее его внутреннее содержание, его художественно–идеологическая сторона. Как я уже писал 2 раз в этом журнале, Управление цирками в свое время, в эпоху военного коммунизма, приложило большие усилия, чтобы сдвинуть цирк и приблизить его к запросам нашей эпохи.

Однако это отнюдь не легко. Нечувствительно эти попытки выродились в чрезмерную театрализацию цирка. В наше время, отчасти как реакция тогдашним увлечениям, цирки наши вступили на торные дороги.

Правда, редко когда наши цирки имели такие доброкачественные программы с точки зрения циркового искусства как такового. Но попытки сатирической пантомимы или торжественно гимнастического праздника совсем отброшены, и напрасно. Так же точно более или менее острое использование хотя бы отдельных клоунад даже в нашем прошлом было поставлено удачнее, чем сейчас.

Несомненно, рядом с дальнейшей работой по укреплению Госцирктреста как хозяйственного предприятия придется немало потрудиться для того, чтобы, опираясь на иностранных артистов, придать цирку наш, советский характер.

В этом смысле прошедшее пятилетие дало кое–какой фундамент, но все же почти вся работа еще впереди.

Хотелось бы думать, что этому поможет и журнал «Цирк», что ему удастся привлечь больше общественного внимания к этой далеко не последней задаче нашего художественно–культурного строительства.

1925 г.


  1. Исходной датой для празднования пятилетия государственных цирков первоначально было взято открытие в Москве 2–го Государственного цирка (бывш. цирк Никитиных), 27 сентября 1919 г., и 1–го (бывш. цирк Саламонского), 1 октября 1919 г. В дальнейшем точкой отсчета стал 1918 г., когда коллегия Наркомпроса впервые рассматривала вопрос об огосударствлении цирков. Центральное управление Государственными цирками (ЦУГЦ) было образовано в 1922 г., на базе секции цирка при ТЕО Наркомпроса, как хозрасчетный цирковой трест. В 1931 г. было преобразовано в Государственное объединение музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий (ГОМЭЦ), включавшее наряду с цирками филармонии и эстрадные организации. В 1936 г. вместо ГОМЭЦ было создано Главное управление цирками.
  2. «Как я уже писал…». См. статью «О цирках».
Впервые опубликовано:
Публикуется по редакции
темы:

Автор:


Источник:

Запись в библиографии № 2126:

Пять лет государственных цирков. — «Цирк», 1925, № 3, с. 3.


Поделиться статьёй с друзьями: