Об агитпьесах Владимира Маяковского

Маяковский В. В. Полн. собр. соч., т. 3. М., ГИХЛ, 1939, с. 450 — 451. 

Февральский А. В. Записки ровесника века. М., «Сов. писатель», 1976, с. 18.

Письмо управляющему Отделом просвещения и пропаганды Народного комиссариата рабоче–крестьянской инспекции И. Ф. Попову было направлено А. В. Луначарским 7 июля 1920 г. в связи с запрещением сотрудниками РКИ трех агитпьес, написанных Маяковским. Пьесы готовились к постановке новообразованной московской Студией Театра сатиры. После письма Луначарского запрет был снят и в том же 1920 г. одна из этих агитпьес, «А что если?.. Первомайские грезы в буржуазном кресле», была поставлена студией, а другую, «Пьеску про попов, кои не понимают, праздник что такое», в январе 1921 г. показал московский Театр революционной сатиры (Теревсат).

В Рабоче–крестьянскую инспекцию.

В отдел просвещения и пропаганды тов. Попову

Прилагаю при сем распоряжение Вашего отдела за подписью тов. Китаевского и заявление, поданное мне нашим Театром сатиры. Я самым решительным образом оспариваю запрет, наложенный тов. Китаевским.

Пьесы Маяковского прочел сам, и если Вы захотите прочесть их, я Вам их пришлю. Очевидно, тов. Китаевский — человек, не любящий ничего, что пахнет хотя отдаленно футуризмом. В общем я разделяю его мнение. Но я считаю, и настаиваю на этом как нарком, совершенно лишней идею государственной борьбы с тем или иным направлением. Государство может пресекать вообще контрреволюционное, но заявлять: ему нравятся такие–то краски, такое–то сочетание слов, такое–то направление в искусстве — культурное государство не смеет… Надо уметь отделить в себе государственного человека, у которого не может быть никакого литературного вкуса как у такового, от своих личных привязанностей.

Маяковский не первый встречный. Это один из крупнейших русских талантов, имеющий широкий круг поклонников как, в среде интеллигентской, так и в среде пролетариата (целый ряд пролетарских поэтов — его ученики и самым очевидным образом ему подражают), это человек, большинство произведений которого переведено на все европейские языки, поэт, которого очень высоко ценят такие отнюдь не футуристы, как Горький и Брюсов.

Для Театра сатиры он написал три довольно милые вещицы. Это не перлы художественности, но это очень недурно сделанные карикатуры в бойком темпе. Но если трагедию «Буфф» ставил Петроградский исполком 1, то я совершенно не понимаю, почему этих глубоко советских пьесок не может поставить Театр сатиры.

Отмечу, что Маяковский в течение полугода служил в РОСТА, засыпал через ее посредство всю Советскую Россию своими карикатурами и остротами, и Контроль против этого ничего не возражал. В настоящее время Театром сатиры, во главе которого стоят люди вполне советские, затрачено до 80 тыс. руб. на костюмы и постановку этих первых сатирических этюдов. Вкусы тов. Китаевского не только остановили всю артистическую работу, но и приносят значительные денежные ущербы государству.

Очень прошу Вас, тов. Попов, отменить это постановление и разрешить выдачу гонорара тов. Маяковскому.

Народный комиссар по просвещению А. Луначарский

[7 июля 1920 г.]


1 «…трагедию «Буфф» ставил Петроградский исполком…» «Мистерия–буфф» В. Маяковского, показанная в дни первой годовщины Октябрьской революции в постановке Вс. Мейерхольда в помещении Большого зала Консерватории в Петрограде.

Comments