От редакции сайта:
Вместо статей идентичных по содержанию с уже имеющимся на сайте даны ссылки на имещиеся статьи с пометкой [Собр. Соч.]. Выдержки из статей уже имеющихся на сайте публикуются как отдельные статьи со ссылкой в аннотации на полный текст.
Содержание
- Уроки Луначарского Сим. Дрейден (стр. 3)
О массовых празднествах, эстраде, цирке
Первое мая 1918 года (стр. 80)
О народных празднествах (стр. 84)
Монументальный театр (Из письма к Н. Г. Виноградову) (стр. 89)
Праздник революции (стр. 91)
Празднества Французской революции (стр. 100)
Революция и искусство (стр. 101)
Нет праздника без музыким (стр. 103)
Новые пути оперы и балета (стр. 105)
В том же русле (стр. 116)
О старых и новых формах театра (стр. 118)
К участию в празднике привлечь массы (стр. 122)
О детском революционном празднике (стр. 126)
«Гёц» на площади (стр. 127)
Будем смеяться
Будем смеяться [Собр. Соч. том 3] (стр. 132)
О сатире (стр. 138)
О смехе (стр. 141)
Смех убивает (стр. 143)
Что такое юмор? [Собр. Соч. том 8] (стр. 148)
Палитра смеха (стр. 150)
Карикатура (стр. 155)
Агитискусство и проблемы «легких жанров»
Чего мы должны искать? (стр. 158)
Искусство художественной агитации (стр. 159)
Актуальные вопросы (стр. 166)
Право на существование (стр. 172)
Одна из театральных проблем (стр. 174)
Эстрада. Малые формы театра
Декрет Совета Народных Комиссаров об объединении театрального дела (стр. 180)
«О театрах типа эстрады, кабаре, миниатюр…» (стр. 184)
Революционная эстрада (стр. 186)
Живая, легкая кавалерия (стр. 189)
Об агитпьесах Владимира Маяковского (стр. 189)
«Товарищи, не будьте сухи…» (стр. 191)
На подступах к театру–обозрению (стр. 193)
Что нужно сделать для оздоровления эстрады? (стр. 197)
Нужен ли театр эстрады? (стр. 199)
Об эстрадном репертуаре (стр. 199)
О маленькой пьесе (стр. 200)
О конкурсе на антирелигиозную пьесу (стр. 212)
Театр в СССР (стр. 213)
Искусство звучащего слова
Речь на открытии Института живого слова (стр. 216)
На открытии Государственного института декламации (стр. 228)
О поэзии как искусстве Тональном [Собр. Соч. том 7] (стр. 230)
Знаменитая сказительница (стр. 238)
- I. В Малый Совнарком (стр. 238)
- II. Две телеграммы (стр. 239)
В мире музыки
Диалог об искусстве (стр. 242)
Восславьте Октябрь! (стр. 244)
Музыка и революция (стр. 245)
Полезная вещь марш? (стр. 247)
Богатства народного творчества (стр. 248)
В атмосфере интернационализма (стр. 249)
Музыканты (стр. 251)
- I. Пролетарский скрипач (стр. 251)
- II. Государственный квартет имени Страдивариуса (стр. 253)
Молодые дарования (стр. 255)
Веселая рать гармонистов (стр. 259)
- I. О музыке (стр. 259)
- II. Гармонь на службе революции (стр. 262)
Гитара — инструмент очаровательный (стр. 266)
- I. О «Гитаре» И. Уткина (стр. 266)
- II. Сеговия (стр. 269)
О джаз–музыке (стр. 269)
У звучащего полотна (стр. 270)
Танец на эстраде
Может ли балет быть отменен в России? (стр. 274)
Айседора Дункан (стр. 277)
- I. Наша гостья (стр. 277)
- II. Встречи (стр. 283)
- III. Воспоминания об Айседоре Дункан (стр. 288)
Спектакль студии Чернецкой (стр. 291)
Тарантелла (стр. 293)
Танцы машин. Фокстрот. Чарльстон (стр. 294)
Новый балет (стр. 302)
Цирк
Задачи обновленного цирка (стр. 306)
Академия физической красоты и остроумия (стр. 313)
Коненков для цирка (стр. 313)
В новых условиях (стр. 316)
О цирках (стр. 316)
Пять лет государственных цирков (стр. 319)
К юбилею цирка (стр. 321)
О В. Л. Дурове (стр. 322)
- I. Народному Комиссару просвещения Украины (стр. 322)
- II. Настоящий Дуров (стр. 322)
- III. Письмо В. Л. Дурову (стр. 326)
- IV. В Управление Московской таможни (стр. 328)
На зарубежной эстраде
I. Среди трудовой демократии
Майские праздники (Письмо из Парижа) (стр. 330)
Жеган Риктюс (стр. 332)
Певец парижской голытьбы (стр. 338)
Из «Красных песен» Мориса Буке (стр. 345)
- Красное солнце (стр. 345)
- Красная мельница («Мулен–Руж») (стр. 347)
«Общечеловеческий Петрушка» (стр. 348)
- Пульчинелла (стр. 348)
- Карагёз (стр. 351)
II. Ревю. Мюзик–холл
Парижские письма (стр. 354)
- Несколько слов о ревю (стр. 354)
- Большие актрисы (стр. 357)
- Король шансонеток из Стульбурга (стр. 359)
- Колетт Вилли (стр. 360)
Две танцовщицы (стр. 362)
- Метахория (стр. 362)
- Армен Оганиан (стр. 364)
Вновь в Париже (стр. 366)
- Париж не хочет развлекаться (стр. 366)
- Театры в Париже (стр. 368)
- Трудно смеяться (стр. 371)
Шуты буржуазии (стр. 374)
Путевые очерки (стр. 376)
- «Ревю–Одеон» (стр. 376)
- Жозефина Бекер (стр. 379)
Раззолоченная обнаженность (стр. 383)
В роли оглушителя (стр. 384)
Погребение прошлого (стр. 385)
И вдруг Советская Россия… (стр. 388)
А. В. Луначарский о массовых празднествах, эстраде, цирке
Москва «Искусство» 1981
Составление, редакция, вступительная статья и комментарии Сим. Дрейдена
В сборнике впервые собраны высказывания А. В. Луначарского, затрагивающие основные проблемы организации массовых зрелищ и развития театров малых форм, эстрады, цирка и освещающие их практику в СССР и за рубежом на протяжении трех десятилетий (1912–1934). Отдельные разделы сборника посвящены проблемам сатиры и юмора, «веселой агитации», агиттеатру, массовым инсценировкам и музыкальным празднествам, различным жанрам эстрады и цирка (обозрение, театр миниатюр, танец, песня, звучащее слово, клоунада, зарубежная эстрада и др.). Ряд материалов публикуется впервые.
ББК 85.3