Как всякому известно, в Первом МГУ имеется факультет литературы; он состоит из нескольких циклов, представляющих значительный интерес в смысле подготовки соответственных кадров. Нас в этой статье интересует цикл театра и кино. Согласно объяснительной записке к учебному плану факультета задача этого цикла определяется так: он ставит себе цель подготовить идеологических руководителей в области развития, роста и жизни каждого из видов этих искусств, — как в направлении общего руководства, так, в частности, и художественного оформления, с точки зрения надлежащей идеологической установки. Конкретно деятельность означенных специалистов будет выражена в консультации и инструктаже культотделов окружных, областных советов профсоюзов и культотделов ЦК различных профсоюзов, рабочих театров, клубов, кинофабрик и т. п. Прохождение учебного плана в этом цикле, так же как и во всех других отделах, рассчитано на три года.
Дадим также некоторые сведения об учебном плане этого цикла.
Первый семестр цикла теа–кино имеет следующие предметы: политическая экономия, история России до XIX века включительно, история развития общественных форм, новые языки, военные науки и физкультура. Это предметы общефакультетские. Специальными же предметами являются история стилей русской литературы XVIII и XIX веков, введение в театроведение, практикум театра, всеобщая история литературы XVIII века и производственная практика по 6 часов. По уклону кино вместо театроведения вводится киноведение, вместо практикума театра — фото–кинопрактика.
Во втором семестре в общефакультетском порядке проходится политическая экономия, история Запада до империализма, исторический материализм и опять–таки языки, военные науки и физкультура. В области специальных предметов — общая история стилей, слушание музыки и русская литература XIX века. По театральному уклону проходят — проблемы массового самодеятельного театра и по киноуклону — композиция, кинокадры и политпросвет–фильма.
По третьему семестру в общефакультетском порядке: история России XX века, история современного Запада, диалектический материализм и т. п. Как специальный предмет проходится классическое искусство, по театральному уклону — история западного театра, история русского театра, искусство актера, режиссера. По киноуклону — стилистика, история кино и организация кинопроизводства.
На четвертом семестре мы имеем историю ВКП(б) и ленинизм, экономическую политику, диалектический материализм и т. д. Как специальные предметы — западная и русская литература XX века и рецензентский практикум. По театральному уклону — классическое искусство, искусство средних веков, история западного театра, по киноуклону — монтаж, история кинотеатра, кинорежиссура. Там и здесь имеется по 12 часов производственной практики.
Пятый семестр: основы ленинизма и, конечно, новые языки и т. п. Как специальные предметы — история методологии искусства и современной западной литературы. На театральном уклоне — современные театральные течения, драматургия, восточный театр, а на киноуклоне — сценарий, современное западное кино и советское кино,
По 18 часов производственной практики.
На VI семестре в общефакультетском порядке проходится история искусств. В порядке специальных предметов — теория методологии искусства, современная русская литература, художественная литература СССР. На театральном уклоне здесь продолжается курс истории театра и вводится курс социологии театра. А по киноуклону — также история русского и иностранного кино и курс звукового кино. При этом — по 16 часов практики.
Из этого общего обзора видно, что подготовка, получаемая молодыми людьми на теа- и киноуклоне, в особенности при правильной постановке практики и удовлетворительности всех курсов и семинариев, будет даваться чрезвычайно серьезна я, — такая, какую до сих пор работники театра (не говоря уже об актере и режиссере, а именно о театральном руководителе, администраторе, критике) нигде и никогда не получали.
В настоящее время на теа–киноциклах имеется 48 человек. Из них: 5 — члены партии, 18 — комсомольцы и 25 — беспартийные. Рабочие и крестьяне составляют половину всех студентов.
Молодых людей безусловно беспокоит больше всего их будущее, т. е. возможность применить свои силы к жизни.
Казалось бы, наметка сделана совершенно правильная. Мы готовим ученых инструкторов, заведующих литературной частью театров, режиссеров с литературным уклоном (вернее, как бы литературных помощников для постановщика), ученых–критиков, театроведов, хорошо образованных теа- музыковедов и, наконец, театральных педагогов. Отовсюду слышен крик об отсутствии подходящих театральных кадров, всюду заметны прорывы, которые происходят именно потому, что мы не можем дать в достаточном количестве пролетарски мыслящих и достаточно теоретически и практически образованных идеологических работников — театроведов. Это всякий видит. А действительного стремления уже сейчас, по примеру других отраслей — промышленной, сельскохозяйственной, государственной, общественной жизни, — закрепить за собой законтрактовать нескольких молодых людей или просто привлечь их к работе в том или другом театре или большом клубе — не видно. Не только Молодые люди вообще, но даже члены партии — казалось бы, в высшей степени необходимый тип работника — остаются пока без применения. Это внушает несомненное беспокойство. Общественное мнение должно было обратить на это внимание.
Рядом с огромным вопросом о введении молодых, нового типа кадров в наши профессиональные театры, рядом с чисто актерским воспитанием наших масс самодеятельным путем приходится признать громадную важность создания хотя бы небольших, но действительно прочных, действительно сознательных и образованных идеологических кадров.
Было бы хорошо, если бы наш призыв не оказался гласом вопиющего в пустыне, если бы соответственные ведомства, учреждения, организации и сами театры и клубы в частности — подумали об этом. Сколько раз мне приходилось в беседе с крупными работниками театрального фронта или кинофронта слышать, что у них нет людей, для идеологического руководства, что приходится где попало и на ходу приобретать некоторую теоретическую подготовку ударным порядком. Почему же, когда вуз предлагает им растущую молодежь, весьма серьезно занимающуюся и по хорошо обдуманному плану вырастающую, настоящих работников театра или кино, мы вдруг встречаем довольно глухое и небрежное отношение к их запросам и к их будущему?
1930 г.