Философия, политика, искусство, просвещение

Выступление на 1–й Всесоюзной фотокиноконференции Профсоюза работников искусств СССР

Наркомпрос придает большое значение этой конференции, так как деятельно готовится к предстоящему партсовещанию. Конференция должна помочь сорганизовать тот материал, от которого будет зависеть решение этого совещания. Вопросы киностроительства сейчас в центре внимания партии. 1500 передвижек, которые мы имеем в нашей стране, — это, конечно, мало. Нужно затратить много денежных средств и идеологических усилий, чтобы двинуть развитие кинодела вперед. По сравнению с тем, что было, мы имеем несомненно большие успехи. Взять хотя бы похожие на детский лепет первые постановки вроде «Страны Солнцевеющей» и наши последние работы, которые мировые критики уже ставят на первое место в Европе. Из этого не следует, однако, что у нас все в этой области благополучно. Даже количественно мы производим мало сравнительно с нашими запросами, а идеологически иногда даем не то, что надо. Тов. Бухарин говорит, что на Западе кино приносит большие доходы, что он просто слишком занят, чтобы ознакомиться с этим вопросом подробнее. Наоборот, сейчас большинство, напр., германских фирм терпят убытки, и только с колоссальным напряжением средств им удается создавать такие фильмы, как «Наполеон». Другое положение у Америки. У нас же, пока кино не сможет найти средств на дальнейшее развитие, необходимо пойти на некоторые жертвы из госбюджета. Так как наше кино на самоокупаемости, — коммерческие фильмы необходимы; пока есть зависимость от кассы, — они будут, но нужно выпускать их в правильной пропорции, а этого сейчас нет. Фильмы должны быть занимательными. Эта занимательная оболочка поможет зрителю добраться до содержания. Незанимательная фильма может оказаться «дырявой лодкой»: в нее можно нагрузить много полезных вещей, но она все–таки потонет. Другое дело, если у нас крепкая лодка перевозит иногда всякую дрянь. Эти законы занимательности должны быть изучены путем прислушивания к мнению масс. Наши режиссеры, операторы и сценаристы растут с каждой новой картиной, но вопрос о подготовке новых художественно–технических сил необходимо поставить, так как жать то, чего сейчас не посеешь, не придется. Ненормальные взаимоотношения между республиканскими киноорганизациями устранены.

В заключение тов. Луначарский выразил уверенность в том, что советская кинематография преодолеет все трудности, которые перед нею стоят, и гигантскими шагами пойдет навстречу своему грандиозному будущему.

Все те достижения и недостатки, которые мы имеем, не зависят от деятельности отдельных учреждений и организаций, и не надо заниматься поисками козла отпущения, — это все результат нашего общего положения. Козла можно найти и изгнать, а ошибки все–таки останутся до следующего козла. Будем совместными усилиями устранять их!

(Бурные аплодисменты).

12 декабря 1927 г.

Впервые опубликовано:
Публикуется по редакции
темы:

Автор:


Запись в библиографии № 2694:

Речь [на I Всесоюзной конференции фотокиноработников 12 декабря 1927 г.]. — «Кино», 1927, 20 дек., с. 2.

  • О задачах советской кинематографии. Изложение.
  • То же, в более кратком излож. — «Рабис», 1927, № 50, с. 5–6.
  • То же, в другой записи, под загл.: Тов. Луначарский о кино. — «Жизнь искусства», 1928, № 4, с. 2–3.
  • То же, под загл.: Выступление на 1–ой Всесоюзной фотокиноконференции Профсоюза работников искусств СССР. — В кн.: Луначарский о кино. М., 1965, с. 235–236.
  • То же, в записи 1928 г. под загл.: Речь на Всесоюзной конференции фотокиноработников. — В кн.: Луначарский о кино. М., 1965, с. 236–240.

Поделиться статьёй с друзьями: