Вокруг кино

Статья впервые была опубликована в вечернем выпуске «Красной газеты» 21 сентября 1927 г. под заголовком «Перед партийным киносовещанием». В 1928 г. эта статья была помещена в сборнике А. В. Луначарского «Кино на Западе и у нас» под заголовком «Вокруг кино».

С величайшим удовольствием надо отметить тот факт, что партия начинает близко заинтересовываться вопросами культуры. Мы, работники культуры, не только должны с благодарностью встретить эту помощь, которую несет нам наша великая партия, но можем отметить еще, что самый факт повышенного внимания партии именно к культурным вопросам свидетельствует о культурном росте всей страны. Ибо именно увеличение веса культурных потребностей в общем строительстве понуждает партию, занятую такой огромной массой важнейших проблем, серьезно задуматься и дать директивы по линии так называемого третьего фронта.

Народное образование как таковое всегда пользовалось достаточным вниманием партии (хотя и в этом отношении надо отметить теперь усиление внимания), но более далекие надстройки должны были ждать своей очереди, в особенности, конечно, искусство. В настоящее время при центральном органе партии «Правда» начинает выходить двухнедельный журнал «Революция и Культура», в котором и вопросам искусства будет уделено немало внимания.

Два года тому назад партией было дано первое официальное и директивное разъяснение культурной политики — ее резолюция о работе в области литературы.*1 Недавно состоялось обстоятельное театральное совещание при Агитпропе ЦК партии.*2 Хотя резолюции его еще не нашли официального подтверждения и, может быть, вообще будут даны только как мнение высококомпетентного совещания, но, во всяком случае, они пролили много света на вопросы театральной политики и всем работникам театра чрезвычайно помогут четко представить себе пути и цели советского театра.

Теперь очередь за кино.

Наша советская кинематография представляет собою не только растущую промышленность, но и растущую культурную силу. Не только количественно разрастается она, но и качественно (художественно и идеологически) быстро повышается. Молодая советская кинематография сумела обратить на себя внимание мира, она удостоилась самых лестных отзывов, при этом сопровождавшихся признанием, что она носит в себе нечто учительное, просвещающее, что ее главное достоинство — серьезность и глубина ее сюжетов, большое гуманное чувство, которое струится от русских фильмов.

То обстоятельство, что цензура тоже не оставила нас без внимания и что многие наши картины в некоторых странах оказались запрещенными, свидетельствует только о меткости попадания стрел, довольно часто срывающихся с того же экрана по направлению к враждебным нам силам.

И наша собственная публика внутри Союза давно уже перестала относиться к советскому кинопроизводству как к второстепенному. Наоборот, статистика говорит, что в общем и целом посещаемость фильмов русского производства превышает посещаемость фильмов иностранных.

Организация обширной клубной сети у нас в стране, открывающая широкий доступ кино и в массу рабочей публики, серьезная постановка вопроса о деревенском кино и деревенских кинопередвижках показывают, что мы переходим вплотную к использованию кино как орудия политического, культурного и морального воздействия на массы, как воспитательного искусства, не говоря уже о том «разумном развлечении», которое оно доставляет.

Остро стоит вопрос об усилении и расширении нашей кинохроники, настоящей наглядной газеты, «читаемой» миллионным зрителем. Дальнейшее развитие культур–фильма, приспобление его к нуждам школы от высшей до низшей, создание фильма для отсталых национальностей, для детей — вот целая уйма крупнейших задач, которые ждут своего разрешения.

Уже все указанные обстоятельства заставляют думать, что хорошо было бы осветить все относящиеся сюда вопросы на особо компетентной конференции. Но надо признаться, что рост нашей кинематографии затрудняется целым рядом внутренних трений. Продолжаются жалобы производственников на контрольные органы (Главрепертком) и, конечно, жалобы этих последних на работников кино. Имеется совершенно нестерпимая неупорядоченность отношений между кинопроизводством и кинопрокатом отдельных республик, входящих в Союз. Дело дошло до того, что один из шедевров кинематографии РСФСР («Потемкин») немцы увидели гораздо раньше, чем украинцы, а мы в РСФСР почти совсем не видим продукции ВУФКУ.*3

Эти столкновения, как и многие другие, можно выяснить только путем четкой установки принципов нашей кинематографии, места в ней культурно–агитационных начал, научно–пропагандистских, художественных и рядом коммерческо–промышленных, путем установления некоторого единства управления всей союзной кинематографии, единства хотя бы относительного.

Все время приходится ощущать невыясненность как основных организационных принципов, так и основных принципов идеологических. Поэтому надо всемерно приветствовать и считать в высшей степени своевременным созыв всесоюзного партийного совещания по кино.*4 Само собой разумеется, что все производственные киноорганизации, общественные и государственные аппараты, имеющие прямое отношение к кино, совершенно так же, как это было относительно театрального совещания, постараются проработать все относящиеся сюда вопросы и представить достаточно полный материал к партийному совещанию. Созыв его предполагается весною этого года, и в настоящем уже намечена в общих чертах его программа. На нем будут заслушаны доклады об итогах и перспективах советской кинематографии, о художественной политике в области кинематографии, где, между прочим, особенно будут подчеркнуты вопросы о сценарном кризисе, о подготовке разного рода киноработников, затем доклад о кинематографии и общественности, где подчеркнуты будут также проблемы крестьянского фильма, культурфильма, хроники и, наконец, доклад о хозяйственно–организационных вопросах.

Помимо того, что совещание это будет носить всесоюзный характер (а это абсолютно необходимо для упорядочения вопроса о кино), на конференции обеспечено также широкое участие ВЦСПС, который представит требования и даст советы со стороны нашей основной публики — пролетарской.

Я не сомневаюсь ни на одну минуту, что партийное киносовещание и резолюции, которые оно вынесет, будут иметь огромное оздоровляющее значение в деле кинематографии. Многие ненужные споры прекратятся. Создастся ясная идеологическая дорога кино, учитывающая все практические обстоятельства, однаково далекая от оппортунизма, готового, ради коммерческих успехов, забыть основное в кинематографии — ее культурное воздействие, и от той необоснованной требовательности, с которой к людям дела, непосредственно сознающим все его трудности, непосредственно борющимся с ограниченностью средств и т. д., подходят часто политики и критики, легко впадающие в своеобразный максимализм.

Наша кинематография до такой Степени богатеет с часу на час молодыми силами, это такое сочное производство, что как только устранены будут с его пути разные внешние препятствия, как только вопрос о его нормальном финансировании будет упорядочен, мы можем ждать замечательного расцвета и, не преувеличивая, можем надеяться получить в кинематографии мощное орудие воздействия на человечество не только в пределах нашего Союза, но и за его пределами.

1927 г.


*1 Стр. 95. Речь идет о резолюции ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г. «О политике партии в области художественной литературы».

*2 Стр. 95. Партийное совещание при Агитпропе ЦК РКП(б) по вопросам театра состоялось в мае 1927 г. А. В. Луначарский сделал на этом совещании доклад «Итоги театрального строительства в СССР».

*3 Стр. 97. Речь идет о Всеукраинском фотокиноуправлении, созданном в январе 1922 г. на базе Всеукраинского кинокомитета.

*4 Стр. 97. Всесоюзное партийное совещание по кино проходило в Москве с 15 по 21 марта 1928 г. В нем принимало участие около 200 делегатов. Совещанию предшествовали республиканские и областные киносовещания. Всесоюзное совещание заслушало и обсудило доклады: «Итоги строительства кино в СССР и задачи советской кинематографии», «Организационные и хозяйственные вопросы советской кинематографии», «Кино в деревне», «Общественность и кино», «Печать и кино». Решения, принятые на этом совещании, сыграли большую роль в дальнейшем развитии советского киноискусства.

Comments