Философия, политика, искусство, просвещение

Сведения о фильмах, связанных с именем А. В. Луначарского

Уплотнение. Агитфильм, 4. Петроградский кинокомитет, 1918.

Сцен. А. Луначарский, А. Пантелеев; реж. А. Пантелеев, Д. Пашковский, А. Долинов; опер. В. Лемке.

В ролях: И. Лерский (слесарь), Д. Лещенко (профессор).

Фильм явился одной из первых шести художественных кинокартин, поставленных молодым советским киноискусством в 1918 г. В нем затрагивалась тема взаимоотношений интеллигенции и рабочего класса получившая широкое распространение в искусстве и литературе в 20–е гг. Фильм начинался с показа хроникальных кадров А. В. Луначарского.

Железная пята. Госкиношкола и ВФКО, 1919.

Сцен. В. Гардин, А. Луначарский; реж. В. Гардин, Л. Леонидов, Т. Глебова, Е. Иванов–Барков, О. Преображенская, А. Горчилин и др. опер. А. Левицкий, Г. Гибер; худ. Т. Глебова.

В ролях: А. Горчилин (Джексон), О. Преображенская (Эвиз), Н. Знаменский (Эвергард), Л. Леонидов (Уиксон), А. Шахалов (профессор), И. Худолеев, О. Бонус.

Экранизация отрывков из одноименного романа Дж. Лондона. Кинофрагменты чередовались со сценическими эпизодами, разыгрываемыми на площадке.

Это экспериментальная постановка класса кинонатурщиков Госкиношколы. Первый показ работы состоялся 7 ноября 1919 г.

По имеющимся сведениям, на одном из показов присутствовал А. В. Луначарский.

Фрагменты, снятые для спектакля, не сохранились.

Смельчак. Агитфильм, 4 ч., акц. об–во «Нептун» (по заказу Московского кинокомитета), 1919.

Сцен. А. Луначарский, реж. М. Нароков, Н. Туркин; опер. Е. Славинский; ред. монтажа М. Шнейдер, Л. Кулешов. Главную роль циркового акробата исполняет актер Альперов.

Фильм рассказывал о жизни циркового акробата, о приобщении его к революционному движению.

Поставлен к первой годовщине Красной Армии.

Фильм сохранился не полностью.

Слесарь и канцлер, 6 ч., ВУФКУ 1923. Сцен. В. Гардин, В. Пудовкин; реж. В. Гардин; сореж. О. Преображенская; опер. Е. Славинский; худ. В. Егоров.

В ролях: И. Худолеев (император Нордландии), Н. Панов (фон Турау, канцлер), Н. Таирова (его жена), В. Гардин (Гаммер, коммерции советник). В. Максимов (Франк Фрей, адвокат), З. Баранцевич (графиня Митси), И. Таланов (Беренберг, генерал–адъютант), Н. Салтыков (Франц Штарк, слесарь), Л. Искрицкая (Анна, работница), О. Фрелих (Лео фон Турау, сын канцлера), И. Капралов (Роберт, его брат), В. Валицкая (Лора, его жена). О. Быстрицкая (Анна, любовница Лео), Семенов (Нетли, секретарь канцлера).

Сценарий фильма написан по мотивам пьесы А. Луначарского «Канцлер и слесарь».

Поджигатели — фильм по одноименной пьесе А. Луначарского, снимался на студии Госкинопром Грузии в 1924 г.

Первоначально съемки производились в Москве реж. В. А. Туриным.

Фильм не закончен.

«Коммунистический манифест». А. Луначарский работал над сценарием в 1924–1925 гг.

Фильм должен был сниматься на студии «Межрабпом–Русь», но снят не был.

«Медвежья свадьба», 8 ч. «Межрабпом–Русь», 1925.

Сцен. Г. Гребнер, А. Луначарский; реж. К. Эггерт; опер. П. Ермолов; худ. В. Егоров; реж. пролога В. Гардин; опер, пролога Э. Тиссэ; ассистент, реж. Ю. Райзман.

В ролях: К. Эггерт (граф Михаил Шемет; вторая роль — Казимир Шемет), В. Малиновская (Юлька), Н. Розенель (Мария Ивинская), А. Карцева (Аделина Шемет, жена Казимира). Ю. Завадский (Ольгерд Кейстут, ее кузен), В. Алехина (Аделина в старости сумасшедшая). А. Гейрот (Виттенбах, пастор), О. Ленская (Туська, дочь дровосека), Н. Сталь (старая Вижа, нищая), Е. Волконская (Августа Довгелло), Б. Афонин (домашний врач Шемета), М. Розенштейн (гувернантка), В. Владиславский (генерал), Г. Кравченко, Н. Витовтов.

Сценарий написан на основе одноименной пьесы А. Луначарского, созданной по мотивам новеллы П. Мериме «Локис».

Господа Скотинины. 7 ч. «Совкино» (1–я ф–ка), 1926.

Сцен. В. Строева, С. Рошаль; ред. А. Луначарский; реж. Г Рошаль; опер. Н. Козловский, Ф. Шлюглейт; худ. И. Махлис; монтаж Э. Шуб.

В ролях: В. Массалитинова (госпожа Простакова), П. Тамм (Простаков), М. Степанов (Митрофанушка), Н. Беляев (Тарас Скотинин), С. Яковлева (Глашка, скотница), Н. Шатерникова (София), Н. Лазарев (Милон, офицер), И. Доронин (Тришка, портной), Т. Ивановская (Еремеевна).

Сценарий фильма написан по мотивам комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Яд. 7 ч. «Совкино» (М.), 1927.

Сцен. А. Луначарский, Е. Иванов–Барков; реж. Е. Иванов–Барков; опер. А. Левицкий; худ. В. Аден; ассист. реж. А. Левшин.

В ролях: Н. Шатерникова (Марютка), А. Громов (Емельян, ее отец, заведующий цехом художественной обработки тканей), В. Герасимов (Валерий Шурупов, молодой художник), М. Нароков (его отец, ответственный работник), Г. Бобынин (Борисов), О. Малышева (Римма), Н. Церетели (Христофоров, непризнанный художник), Д. Введенский (Батов, бывший дворник), В. Васильев (Вадим Розендорф), Н. Погосова (хозяйка его квартиры), Н. Титов (Мохов), Н. Рогожин (Джойнстон Скотт, шпион), В. Уральский (корреспондент).

Сценарий фильма написан по одноименной пьесе А. Луначарского. Вероятнее всего, именно фильм «Яд» имел в виду А. Луначарский, когда писал в статье «Как возник сценарий «Саламандра» (1929): «Так, например, один из моих сценариев, первоначально, на мой взгляд, вполне удовлетворительный, доведен был до неузнаваемости и, по–моему мнению, до порядочной чепухи на экране, и меня очень подмывало самым определенным образом заявить, что мое имя не может иметь ничего общего с этой последней неуклюжей редакцией. Не сделал я этого только потому, что боялся причинить коммерческий ущерб кинопредприятию».

Саламандра. Драма, 7 ч. «Межрабпомфильм» и «Прометеус–фильм» (Берлин»), 1928.

Сцен. А. Луначарский, Г. Гребнер; реж. Г. Рошаль; сореж. М. Доллер, опер. Л. Форестье; худ. В. Егоров, В. Хмелева; костюмы П. Кильбург; грим С. Гуськов; пом. реж. Броницкий, М. Хабарин.

В ролях: Б. Гетцке (Цанге, профессор), Н. Розенель (Фелиция, его жена), Э. Темари (Берта, ассистент Цанге), Н. Хмелев (принц Карлштейн), С. Комаров (Бржезинский, иезуит, фашист), В. Фогель (барон Петискус), М. Доллер (Филонов, русский студент, ассистент Цанге), А. Чистяков (Прайер, печатник), А. Громов (Штромбах, немецкий работник), А. Луначарский.

В основу сценария легли факты биографии австрийского ученого биолога–материалиста Паула Каммерера. История замысла сценария описана А. Луначарским в статье 1929 г. «Как возник сценарий «Саламандра».

Интересные факты, связанные с работой над сценарием, рассказаны также в статье Г. Гребнера «Полпред советской культуры» («Советское кино», М., 1934, стр. 110–112).

В фильме в качестве актера принял участие сам А. Луначарский, сыгравший роль наркома просвещения.

Обиженные буквы (Буквы жалуются наркому), 2 ч., Совкино (Л.), 1928.

Сцен. Н. Агнивцев; реж. А. Пресняков, И. Сорохтин; опер. Л. Дранков и Н. Ефремов; худ. — мультипл. В. Твардовский.

В незамысловатый сюжет мультипликационного фильма были вмонтированы документальные кадры А. В. Луначарского, обещавшего буквам образумить нерадивых школьников.

Фильм не сохранился.

Тип–Топ в Москве. 1 ч., Совкино (3–я ф–ка) 1928.

Сцен. Н. Агнивцев; реж. и худ. А. Иванова; худ. — мультипл. Н. Желинский, опер. Н. Воинов.

В фильме рассказывалось о приключениях рисованного персонажа — негритенка Тип–Топа, приехавшего с иностранной делегацией в Москву. В мультипликационный фильм были вмонтированы документальные кадры М. И. Калинина и А. В. Луначарского.

Фильм не сохранился.

Звуковая сборная программа № 1, 8 ч. Союзкино (М.), 1930.

Программа явилась первым звуковым фильмом отечественного производства. Наряду с документальным очерком «План великих работ», мультипликацией «Тип–Топ — звуковой изобретатель» в фильм были включены документальные кадры А. В. Луначарского, произносившего речь о значении звукового кино.

Фильм не сохранился, и содержание речи А. В. Луначарского пока не установлено.

Библиография от
темы:

Автор:


Поделиться статьёй с друзьями: