Письмо из Женевы. Творческие шаги в кинематографии

Первоначальный набросок статьи. Датируется по содержанию 1927 г. Хранится в рукописном виде. Публикуется впервые (ЦПА ИМЛ, ф. 142, оп. I, ед. хр. 135, л. 1—2).

1927 г.

Французская кинематография находится в печальном положении. Французский рынок оккупирован американцами. Продукция ни богата, ни ослепительна, но качественна. За последнее время сделано было большое усилие, собран капитал, затрачен большой тяжелый труд Абеля Ганса и других на «Наполеона», и что же? Американцы купили эту сильную картину на корню и ударили французскую кинематографию у нее же вырванным!

Французские кинематографисты вынуждены теперь покупать у американцев «Наполеона», но при условии принудительного ассортимента, куда входит всякая американская заваль.

Собственная продукция Франции обыкновенно не поднимается над уровнем заурядного.

Это не значит, однако, что и в Париже не имеется превосходных культурных сил в области кино. Но как — в театре они вынуждены ютиться в уголках и обслуживать настоящих [неразб.] которые, однако, не совпадают с богатыми снобами.

Передовой, идейной, истинно творческой единицей в парижской киножизни является так называемая «Студия Урсулинок…», где работают выдающиеся французские режиссеры Эпшейтен*1, Кавальканти*2, Морлоне и другие.

Они располагают ограниченными средствами и небольшим ателье и небольшим кинотеатром — коммерсанты с некоторым ужасом обходят их — и серьезного сбыта для своей продукции они не имеют.


*1 Стр. 273. Эпштейн Жак (1897—1958) — французский кинорежиссер. Автор ряда книг по кино («Поэзия сегодняшнего дня», 1921 г., «Кинематография диявола», 1947 г. и др.).

*2 Стр. 273. Кавальканти Альберто (р. 1897) — уроженец Бразилии, начал работать в кино в качестве художника фильмов французского кинорежиссера Марселя Л'Эрбье. С 1926 г. выступает как режиссер вначале во Франции, затем (с 1932 г.) в Англии, где ставит в 1946 г. фильм «Николас Никльби». В 1949 г. возвращается в Бразилию, где в 1953 г. создает фильм «Песня моря».

Comments