Из работ кинематографического общества «Русь» я знаю три: «Девьи горы», «Поликушка» и «Сорока–воровка».
«Девьи горы» написаны на текст Чирикова. Это безусловно самая роскошная и художественная постановка, какие имеются в области русского производства фильмов.
К сожалению, Советская власть на основании отзыва 8–го отдела Наркомюста не сочла возможным допустить «Девьи горы» к обращению, т. к. картина проникнута религиозной идеей. Все это, конечно, в художественном аспекте, но признано тем не менее Наркомюстом политически не подходящим. Я искренне жалею об этом, т. к. с художественной стороны картина доставляет огромное удовольствие и является настоящим достижением.
«Поликушка» — на известный рассказ Толстого — чрезвычайно тонок и, я бы сказал, литературно поставлен тов. Саниным1 Исполнитель главной роли Москвин дает чрезвычайно трогательный образ. Может быть, является спорным — возможно ли придавать кинолентам такой эпический характер. Во всяком случае, это, на мой взгляд, верный или ложный, но крупный шаг в сторону именно тщательной передачи, как это ни странно, чисто литературных и психологических достоинств произведения на ленте.
«Сорока–воровка», среди исполнительниц которой особенно выделяется артистка Гзовская, — очаровательное воплощение герценовского рассказа.
Все три фильма — безусловно лучшее, что мне удалось видеть из всего русского репертуара кино.
Нарком по просвещению А. Луначарский.
- Стр. 258. Санин А. А. (1864–1955) — известный театральный деятель. С 1892 г. начал выступать как театральный драматург. Был режиссером Александрийского и Мариинского театров. Руководил «Новым театром» в Петербурге и «Свободным театром» в Москве. С 1916 г. перешел на режиссерскую работу в МХАТ. Первая постановка в кино — мистическая драма «Девьи горы» (1919). Фильм «Поликушка» по одноименной повести Л. Толстого стал значительным событием в отечественной кинематографии. В 1919 г. по заказу ВФКО А. Санин поставил фильм «Сорока–воровка» — экранизация рассказа А. Герцена. В дальнейшем работал только в театре. ↩