Является бесспорным для всех огромное значение кинематографии в деле культурного поднятия масс вообще и в нашей республике в особенности. Перед нами стоят задачи гораздо более настоятельные в этом отношении, так как культурный уровень населения Союза Республик чрезвычайно отстал от тех задач, которые открываются перед ним победоносной революцией, с другой стороны, гораздо более сложные, так как нам придется идти не по стопам буржуазной кинематографии, в лучшем случае дававшей пустое развлечение, а в худшем отравлявшей сознание масс в угоду классовым интересам буржуазии, вырабатывать новые пути.
Между тем в течение всего времени после революции кинематографическое дело в России оставалось в забросе, прежде всего потому, что на постановку его не отпускалось никаких сумм, несмотря на неоднократные требования и протесты Наркомпроса, к ведению которого относилась кинематография.
Задачи госкинематографии в России сводятся к следующему:
1. Производство
Постановка производства фильм в России вполне возможна. Как Госкино, так и другие государственные предприятия (Укркино, Севзапкино, Кино–Москва и Пролеткино) обладают некоторым количеством ателье, аппаратурой, технического и артистического персонала. Предварительной задачей в этом отношении является, конечно, ремонт и переоборудование кинофабрик, в особенности принадлежащих Госкино непосредственно.
Производство должно распадаться на следующие разделы:
а) Многометражные художественные картины, дающие широкие кинематографические эпопеи. Картины эти должны заимствовать свои сюжеты из революционной борьбы человечества, в особенности на российской почве из современной великой революции, рисовать в увлекательной форме киноромана нынешний революционный быт Союза Республик и т. д. и тому подобное. При этом фильмы эти должны производиться с таким расчетом, чтобы они могли проникать и за границу, хотя бы в слегка перемонтированном виде и с измененным текстом. Производство художественной картины должно стать главной доходной статьей Госкино. Т. к. потребность в этом отношении и внутреннего и заграничного рынка очень велика.
б) Картины среднего метража ярко пропагандистского и агитационного характера, значение которых для всех ясно.
в) Научные и учебные картины. Надо отметить, что хотя таковые должны быть главным образом ввозимы из–за границы, где дело это поставлено весьма недурно, но все же вполне возможно и доброкачественное производство таких фильмов в России, с использованием ее особенностей и иллюстрированием таких, например, громадных явлений научного порядка, как обследование «Курской аномалии» и т. п.
г) Хроника. Революционная хроника должна стать, во–первых, базой занимательного и выдержанного в коммунистическом духе киножурнала и иметь место перед каждым киносеансом. Кроме того, хроника эта должна иметь характер общественной и государственной летописи, кинозаписи которой должны тщательно храниться для грядущих поколений. Интерес к такой хронике за границей может быть весьма велик, а наша заинтересованность в проникновении ее в толщу заграничного населения ясна каждому.
К этому я должен прибавить, что хотя состояние производства в настоящее время очень жалко и притом же оно разбито на несколько независимых предприятий (вышеуказанных), к тому же еще вынуждено конкурировать с некоторыми частными предприятиями, тем не менее перспективы здесь очень хороши, и даже особенной надобности централизации производства не представляется. Госкино серьезнейшим образом ставит свою производственную работу и отнюдь не заинтересовано в том, чтобы тормозить таковую же, производимую с ним параллельно. Очень важным является здесь вопрос о цензуре производства.
Руководство художественным производством и цензура его должны быть объединены в одном органе, каковым по мысли Наркомпроса должен явиться Государственный Художественный совет по делам кинематографии, со включением в него особо заинтересованных в деле пропаганды учреждений, как–то: Главполитпросвета, Агитпроп–отдела, Культотдела ВЦСПС, Репертуарного комитета.
2. Прокат
Особым декретом прокат в пределах РСФСР передан в Госкино РСФСР. Несмотря на это, однако, в прокатном деле существует большая чересполосица, которая может быть изжита только объединением всех госкинопредприятий, привлечением к этому объединению и частных предприятий и организованным распределением из единого центра всего права на прокат.
При этом Наркомпрос отнюдь не считает необходимым жесткие формы централизации и предлагает выделить особую комиссию из представителей Наркомпроса, РКП и Наркомфина для обсуждения наиболее целесообразных форм согласования деятельности всех работающих в пределах Союза кинопредприятий, имеющих прокат или претендующих на таковой.
Вместе с тем приходится обратить внимание и на емкость русского рынка, в то время как до войны в России существовало четыре тысячи доходных театров, в настоящее время количество их едва ли превышает полторы тысячи. Между тем прежняя цифра является скромной. Ввиду этого необходимо приступить немедленно к восстановлению старых, ныне не функционирующих, и к постройке новых театров. С разных сторон делаются соответственные предложения, так как дело это при нормальных условиях обещает значительные выгоды… Однако предварительным условием для развития сети театров, расширения емкости рынка и создания не только чрезвычайно прочной базы для развития кинематографии в Союзе, но и для основания весьма прибыльного госпредприятия является всемерное облегчение налогового бремени, в настоящее время безусловно гибельного для театров средней величины и маленьких, каковые составляют, однако, более половины нормального кинорынка. Наркомпрос предлагает поручить Наркомфину совместно с ним в ближайшем будущем разработать меры к освобождению кинорынка от убийственных для него налогов.
Нельзя, однако, в стране, подобной нашей, ограничиваться кинотеатрами. Передвижной кино и волшебный, что с диапозитивами, являются огромной важности способом внедрения революционного сознания и культуры в глухую провинцию и особенно в деревню. Необходимо обратить на это дело особенное внимание, хотя оно на первых порах и не обещает никакой доходности.
3. Закупка
Закупка за границей подходящих для нас фильм является очень важной задачей Госкино. Мы в течение довольно долгого времени не сможем удовлетворить наш рынок собственным производством. К тому же западноевропейской кинематографией (в Германии, Италии, Франции, скандинавских странах и особенно в Америке) создается немало таких фильм, которые являются безвредными, а иногда даже и полезными для нас, часто при условии легкого перемонтажа и перередактирования текста. До сих пор в этом отношении наблюдался настоящий хаос. Отдельные госкинопредприятия на берлинском рынке набивают цены друг другу, иногда пускаются в прямые интриги друг против друга. К тому же и проверка фильм с точки зрения художественной, культурной и политической является недостаточной и шаткой, поскольку производится в Берлине, а потому натыкается на другие мнения в Москве. Выводом отсюда является необходимость в этом отношении возможно скорейшего и возможно более полного объединения всех госкинопредприятий, с совершенным запрещением частным фирмам заниматься ввозом в Россию фильм и с перенесением проверки в Москву. Здесь вышеуказанный Художественный совет, включающий в себя все заинтересованные и цензурующие ведомства, может проверять еще до покупки фильма по образчику его качества, после чего образчики либо отсылаются назад, либо входят в заказ.
Представители заграничных фирм указывают, что такой порядок наиболее выгоден для них. Внешторг может быть включен в проверяющий орган, точно так же здесь на месте, чем будут прекращены длящиеся уже годами столкновения между киноорганизациями и Берлинским торгпредством.
4. Экспорт
За границей, в особенности в Америке, наблюдается большая жадность к фильмам, произведенным в России и отражающим русскую жизнь. Заграничные предприниматели на весьма сомнительной выгодности условиях предлагают сделать съемки в России, стараясь таким образом снять сливки с этого важного предмета экспорта: Союз Советских Республик, как киноматериал.
Задача Госкино ни в коем случае не допустить этого вывоза и давать русские пейзажи, русские исторические памятники, русский быт лишь в нашей художественной обработке, что обеспечит как доброкачественное идейное влияние на заграничные массы таких фильмов, так и выгодность для нас их эксплуатации. Важным условием при этом являются, как это отчасти вошло в практику, категорические требования от иностранных фирм не менять ничего в наших фильмах, особенно надписи. Как показал опыт, в противном случае наши собственные пропагандистские хроники перелицовываются в контрреволюционные кинопрокламации.
* * *
Руссфильм
Несколько особняком стоит вопрос о Руссфильме, т. е. о государственном акционерном обществе с привлечением частного капитала. Как известно, существенными чертами одобренного Совнаркомом договора является то, что государство, не внося со своей стороны никакого реального капитала, получает 60% акций и 60% прибыли этого предприятия, обеспечивая за собой большинство правления (4 из 7–ми) и право назначать одного из двух равноправных директоров предприятия.
Эти условия при мало–мальской бдительности со стороны госорганов делают совершенно безвредным привлечение частного капитала. Привлечение же это полезно прежде всего с двух сторон: во–первых, частный капитал, как это уже показал опыт первых закупок в Берлине, встречает гораздо более широкий кредит со стороны частного капитала за границей; во–вторых, дренируя таким образом частный капитал в обществе, находящемся под серьезнейшим коммерческим контролем государства, мы значительно облегчаем работу Госкино, которому все равно придется иметь дело со всевозможными лицами и группами частных капиталистов на каждом шагу и который может убить частную конкуренцию или заставить ее подчиниться себе именно путем создания такого притягательного центра, как богатое государственное акционерное общество с привлечением частного капитала. Ввиду этого Наркомпрос предлагает скорее утвердить устав общества Русс–фильм. При этом необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что всей идейной работой руководства Русс–фильм, т. е. его производством и его закупками за границей по соглашению с Временным правлением означенного общества, будет ведать особая комиссия, выделенная из Государственного художественного совета по делам кинематографии и состоящая исключительно из доверенных лиц Наркомпроса, обладающих достаточной к тому компетенцией.
Вот те основания, исходя из которых Наркомпрос предлагает Совнаркому принять прилагаемое при сем постановление. Цифра, указанная в 1–м пункте этого постановления, подробно мотивируется последующим докладом о производственном и коммерческом плане Госкино на 1923⁄24 год. Нарком просвещения Луначарский