Владимир Ильич неоднократно указывал на то, что кино является наиболее массовым и поэтому наиболее важным для нас искусством. Он указывал также на то, как должен быть построен киносеанс для того, чтобы агитационно–пропагандистское значение его было максимальным. С этой точки зрения каждый сеанс должен включать в себя, во–первых, живо составленную хронику, знакомящую зрителя с событиями в нашей стране и во всем мире, во–вторых, художественную (конечно, имеющую общественно–воспитательное значение) фильму, являющуюся основной частью сеанса, и, в–третьих, фильму научно–популярную — культурфильму.
По этому типу строится сеанс во всех передовых странах, — конечно, с теми отклонениями, которые вызываются буржуазно–коммерческой сущностью кино на Западе, подавляющей его и художественную и культурную сторону. По какой–то необъяснимой причине наши кинотеатры, которые обязаны в гораздо большей мере, чем буржуазные, удовлетворять культурные потребности публики, всячески избегают показа культурфильм.
Мало сделано у нас в области создания нашей собственной фильмы, наглядно знакомящей с тем, чего достигла наука и техника у нас и в других странах. Недостаточно четко и полно используются и те немногочисленные культурфильмы, которые мы выписывали из–за границы.
Наркомпрос, которому поручено идеологическое руководство кинопроизводством, имел до сих пор влияние слишком небольшое, чтобы двинуть это дело. Хозяйственные органы, управляющие административной и финансовой частью кинофильм, еще меньше могли сделать для создания нашей популяризирующей научные завоевания фильмы.
Между тем со всех сторон раздаются голоса о том, что потребность в такой фильме есть, и потребность весьма настоятельная.
Нельзя не приветствовать поэтому инициативу в деле объединения всех разрозненных усилий в этом направлении и создания особо централизованного производства культурной фильмы.
Разумеется, — на первых порах, по крайней мере, — здесь необходима субсидия со стороны государства.
1929 г.