Молодость Пушкина

Сценарий «Молодость Пушкина» был написан А. В. Луначарским между октябрем 1925 г. и 5—6 ноября 1927 г. Постановкой осуществлен не был. Публикуется впервые (ЦПА ИМЛ, ф. 142, оп. I, ед. хр. 229, л. 1—9). Киносценарию предшествовало следующее вступление, имеющееся в машинописной копии:

«Прошу ни в коем случае не считать этот общий очерк за ту работу, которую я предполагаю представить к середине января, согласно договору, который, надеюсь, будет между мною и Культ–кино подписан. Срок середину января назначаю потому, что в отпуске не могу и не хочу работать, будучи за границей. Сейчас даю только самый общий беглый очерк для Лапицкого, причем первой части. Могу дать также беглый очерк второй части еще до моего отъезда за границу, т. е. приблизительно 5—6 ноября.

Культкино, давая зрителям кинобиографию Пушкина, делает первый опыт общественного освещения жизни гениальных личностей с марксистским подходом. Явления экономические и возникающая на их почве общественная жизнь определяет собою жизнь личности и ее творения.

Портрет Маркса.

Время Пушкина было временем развития промышленности и торговли в России. Вот основная их линия. Показать.

Передовой класс России, дворянство, сознавая необходимость европеизировать страну. Самодержавие, правда, лукаво и неискренно, как будто бы шло на уступки. Линия роста общественной силы оппозиции круто поднимается.

Показать чертящую эту линию руку».

Общий очерк сценария

Веселый день открытия лицея (1811 год). Лицей. Парк. У подъезда городовые, публика. Экипажи с родителями и почтенными гостями тянутся гуськом. Внутри лицея. Суетливый директор Малиновский. Полуиспуганная прислуга. Жмущиеся друг к другу ученики, среди них и маленький Пушкин. (Наружность взять со знаменитой картины Репина «Пушкин перед Державиным»). Куницын разглагольствует.

Великий император едет. Суматоха. Все по местам. Торжественное напряжение. Александр I поднимается по лестнице со своей семьей и свитой.

Малиновский мямлит свою невразумительную речь. Скука на многих лицах. Куницын и его вдохновенная речь. Неудовольствие на лице Александра I, недоумение и негодование на некоторых лицах его приспешников. Восторженный прием молодежи. Пушкин слушает, весь горя и вытянувшись в струну.

Лицейская жизнь. Подлежит разработке.

Пушкин играет в саду, у него выпадает записная книжка и рассыпаются листы. Долговязый Кюхельбекер подхватывает листки. «Да он пишет стихи!» Стихи читают. Все в восхищении. Пушкин застенчиво краснеет.

Первые попойки. Крадучись, у одного из товарищей, взаперти. Вино, веселье. Пушкин читает вакхические строфы. Первое ухаживание. Можно использовать стихотворение «Красавица, которая нюхала табак».

Двумя, тремя сценами изобразить растущее недовольство взрослых слоев населения.

Лицейский акт 8 января 1815 г. Сцена с благословением Державиным.

Пушкин растет. Он зачитывается до поздней ночи книгами. Беседы с Куницыным. Властолюбивые слова, пугающие и восхищающие окружающих.

Первые революционные стихи. Чтение их в комнате Пушкина.

Показать фантастически темную Россию с мелькающими кое–где огоньками. Весна. Весенний ветер несет с собою листки рукописей Пушкина. Их подхватывают какие–то руки.

Сцена чтения юношеского революционного стихотворения Пушкина в молодой революционной среде. Общий восторг.

Кутеж гусаров в Царском Селе. Чаадаев, Раевский, Каверин. Грибоедов, как их гость. Пушкин в этой среде. Тост за свободу. Поэтическое общество «Арзамас». Заседание его. «Сверчок». Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер. Шутки, проказы. Вольнолюбивые мечты.

Перед выпуском Пушкина в лицее царскосельский парад. Пушкин мечтает в том самом месте, где теперь стоит ему памятник. Перед ним носится видение музы, как она описана в известном стихотворении, и будущий памятник, к которому не зарастет народная тропа. Это изобразить, как фантастические мечты, пользуясь текстами Пушкина. Пушкин на балу у Голицыной. Он влюблен, страстно ухаживает. Общество «Зеленая лампа». Его торжественно–комическое заседание. Приезд Е. И. Голицыной к молодежи. Снаружи обыватели покачивают головами. Рассказывают о каких–то невероятных оргиях.

У Пушкина. Тургенев и Вяземский являются к нему утром, когда он только одевается и чистит ногти. Пушкин — денди, весельчак и кутила без денег. Друзья обращаются к нему с советами беречь свое здоровье и свой талант. Они заявляют ему, что он избран членом вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Девятнадцатилетний Пушкин польщен и читает первые отрывки из «Руслана и Людмилы».

Пушкин за работой над «Русланом». Показать его рабочую комнату и пылкую работу. Пишет, встает, ходит по комнате, грустно задумывается, смеется, опять пишет. Задний план рассекается. Несколько сцен из «Руслана и Людмилы». Несколько сцен восторженного чтения «Руслана и Людмилы» в разных кругах русского общества.

Жуковский подносит Пушкину свой портрет. Показать портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя».

Александровская реакция. Александр в кругу своих приближенных. Доклад Аракчеева. Приходит Фотий. Всему придать мрачный характер какого–то слета ночных птиц.

Цензоры за работой. Передать не без комизма и не без трагизма. Режут ножницы, черкает карандаш, летят в сторону рукописи. Маленький трюк. Автор до цензора. Писатель, преисполненный гордостью, блестящей молодостью. Автор после цензора, изобразить его искромсанным, изуродованным.

Кабинет Аракчеева. Аракчееву приносят оду «Вольность». Он читает, возмущен. Ему подсовывают эпиграмму на него самого. Он в совершенном исступлении. Необходимо найти более серьезный предлог, чтобы убрать Пушкина из столицы. Театр. Пушкин смотрит на балет, восторгается женскими ножками. Показать Пушкина в этой обстановке. В фойе он показывает портрет Лувеля, убийцы герцога Либели. На портрете надпись: «Урок царям». Из–за плеч друзей Пушкина, дам и мужчин, которые с интересом и многозначительными взорами и улыбками рассматривают портрет, смотрит шпион Аракчеева… Шпион у Аракчеева. Аракчеев у Александра I. Александр I подписывает приговор о ссылке Пушкина в Соловецкий монастырь. Тесное собрание покровителей Пушкина. В доме Жуковского. Присутствуют Карамзин, Тургенев, Чаадаев. Чаадаев предлагает ехать к государю и отстоять во что бы то ни стало Пушкина. Карамзин предостерегает от возможных последствий. Решают ехать к Милорадовичу. Прием у генерал–губернатора Милорадовича. Жуковский и Карамзин просят за Пушкина. Милорадович у Александра. Александр соглашается отправить Пушкина на исправление в южную Россию. Пушкин в Екатеринославе. Он болен злокачественной малярией. Он грустен и надломлен. Пушкин в постели. Пушкин встал с постели и прогуливается в окрестностях Екатеринослава по почтовой дороге. Мимо проезжает большой дормез, из него выглядывает чудная головка Марии Раевской. Пушкин загорается восхищением. Торопится в город. Расспросы Пушкина, кто приехал. Приехал герой отечественной войны генерал Раевский. Пушкин играет на бильярде. Входит молодой Раевский. Знакомство. Партия. Пушкин за бутылкой вина жалуется Раевскому на ненавистное положение свое в Екатеринославе. Отец, старший сын Николай и дочери. Пушкин весел, читает стихи, восхищает всех. Узнает, что Раевский проездом на Кавказ. Николай предлагает ему ехать вместе. Обмен первыми выразительными взглядами, первыми незначительными словами между Пушкиным и Марией. Минеральные воды на Кавказе. Продолжение романа Пушкина с Раевской. Можно показать несколько пейзажей, группы с Пушкиным и Раевской. Крым. Гурзуф. Бахчисарай. Сцена с волнами моря, ложащимися к ногам Марии. Оба молодые человека полны друг другом. Сомнения и робость Пушкина. Необходимость отъезда. Разлука, которая кажется Пушкину временной. Отъезд в Кишинев. Прощание обставить всеми поэтическими чарами Крыма и пушкинского дерева. Во всех этих сценах необходимо провести, с одной стороны, самый нежный и поэтичный южный роман Пушкина, с другой стороны — фигура Александра Раевского с его желчным лицом, вечным недовольством и взрывами политического негодования. Дать сцену, когда Раевский читает Пушкину Байрона, и изобразить то потрясение, которое чувствует Пушкин при соприкосновении с этим гением. Можно пропустить Пушкина в Кишиневе, хотя можно было бы дать несколько ярких сцен его ухаживаний, скандалов и дуэлей в своеобразной среде молдован, греков, цыган. Это в зависимости от величины фильмы, которую я здесь даже не делю пока на части.

Имение Каменка. Непременно взять с натуры. У Давыдовых. Знакомство с декабристами Якушкиным, Волконским. Совещание декабристов в Каменке. Изобразить картинами. Речи декабристов: ненавистный царь, угнетенные крестьяне, надежда на сумрачно проходящие полки. Все картинами. Ставится вопрос, втянуть ли в заговор Пушкина. Якушкин решительно возражает: Пушкин — слава России. Опять картинами. Показать речь Якушкина о Пушкине: Пушкин среди природы, Пушкин в затворничестве, Пушкин, венчанный лаврами. Пушкин, фигура которого, освещенная яркими лучами, с золотой лирой в руках поднимается вверх выше александрийского столпа. Решено беречь его. Знаменитое шуточное заседание в Каменках. Декабристы говорят о существовании заговора. Пушкин восторженно, со слезами на глазах, заявляет, что хочет войти в заговор. Общий смех. Волконский все обращает в шутку, говорит, что заговор был пустой выдумкой. Пушкин истерически рыдает. Пушкин читает друзьям «Гавриилиаду». Приезд в Бессарабию генерал–губернатора М. С. Воронцова с красавицей женой. Одесса. Пушкин узнает о том, что Раевская вышла замуж за Волконского. Его глубокая печаль и тот же час новое увлечение. Свидание с Ризнич. Ее задумчивая красота, прозрачная от подтачивающей ее болезни. Одна или две идиллические сцены. В то же время Пушкин на балу у Воронцовой. Постепенно выделяется из огромного круга ухаживателей и отмечен красавицей. Ревность мужа. Воронцов смешно кипятится и в кругу своих приближенных грозит расправиться с Пушкиным. С другой стороны, сцена ревности, печальная и полная… [неразб.] со стороны Ризнич. Она случайно видела Пушкина в блистательном кругу Воронцовой. Она решается уехать. Последнее свидание. Александр Раевский, сообщивший Пушкину о замужестве своей сестры, первый раз ссорится с Пушкиным из–за Воронцовой. После ужасного столкновения, в котором Пушкин показывает себя горячим и неуступчивым, Воронцов жалуется Раевскому. Раевский, ревнующий Пушкина к Воронцовой, старается раздуть в нем ревность и недовольство Пушкиным. Новое свидание Пушкина с Раевским. Пушкин получает известие о смерти Ризнич. Показать картиной.

«Для берегов отчизны дальной».

Растроганный Раевский бросается на шею Пушкину и признается ему в своей интриге и в замыслах Воронцова.

Обыск у одного молодого офицера. Находят «Гавриилиаду». Ужас и скандал. «Гавриилиада» в руках жандармов. «Гавриилиада» в руках монахов. Фотий читает ее с восторгом и хохотом, а затем пишет гневный и возмущенный донос. Александр, с улыбкой читающий «Гаврилиаду» и высказывающий мнение, что это написано Пушкиным На всякий случай решено сослать в Михайловское. Воронцов давно просит об этом.

Михайловское. Его виды, окрестности. Жизнь семьи Пушкиных, тихая до тупости. Отец, мать, Ольга, Лев. Отец, узнав, что Александр явился как сосланный, устраивает ему грубую, истерическую сцену. Пушкин вечером, неожиданно войдя в комнату своего отца, видит, как он распечатывает его переписку. Бурная сцена. Отец заявляет, что государь поручил ему надзор за сыном. Дело доходит почти до физической драки. Пушкин ночью пишет пензенскому губернатору просьбу: да соизволит государь перевести меня в одну из своих крепостей, чтобы хоть крепостью, хоть Соловецким монастырем спасти меня от несчастной участи. Отъезд семьи Пушкиных. Пушкин один с няней Ариной Родионовной. Большая сцена одиночества. «Буря мглою небо кроет». Арина Родионовна рассказывает сказки. Пушкин сочиняет свои. Пушкин читает свои сказки Арине Родионовне. Арина Родионовна слушает и плачет от восхищения. Пушкин в национальном русском костюме, как он описан у Гладких, играет в свайки с детьми, прислушивается к пению нищих, ходит по базару. За ним сыщики, прислушивающиеся к каждому его разговору. Пушкин в гостях в Тригорском. Вульфы, Осиповы, мелкие ухаживания. Пушкин пишет первые сцены «Евгения Онегина». Показать в картинах. В воспоминаниях его проносится образ его единственной любви к Марии Раевской. Он постепенно сливается с образом Тани. И живая Керн заслоняет перед Пушкиным его воспоминание. Бурный роман с Керн. «Я помню чудное мгновенье». Прогулка верхом с Керн. Приезд Пущина ночью. Возок в снегу, дышла упираются в забор. Пущин ищет ворот. Пушкин у себя дома. Готовится ложиться спать. Прислушивается к колокольчику. Выбегает на двор. Сугробы, пурга. Пущин вываливается в шинели. Объятия, радость, беседы, пробки летят в потолок. Воспоминания. Пушкин расспрашивает Пущина о революционном брожении в России. Пущин приоткрывает перед Пушкиным действительность. Речь Пущина в картинах. Брожение среди офицеров высших и низших. Готовы идти с нами полки. Угнетение крестьян. Розги и всякие другие сцены, для которых отчасти можно воспользоваться текстом «Деревни» Пушкина. Несколько портретов декабристов. Пушкин сочувственно внимает Пущину. Говорит о своем желании вырваться за границу. В мечтах его проносятся образы Италии. Вспоминается Ризнич. Он видит ее могилу в воображении.

Декабрь. Пушкин в глубокой тревоге. Он уже знает о смерти Александра I, о брожении в столице. Он хочет ехать во что бы то ни стало. Арина Родионовна уговаривает его остаться. Приезд друзей из Тригорского. Они хотят устроить катание на тройках. Керн и перспектива веселых дней с нею. Внезапно Пушкина опять охватывает тоска. На той же тройке он мчится по дороге к Петербургу. Заяц перебегает ему дорогу. Взволнованный Пушкин останавливается, советуется с ямщиком, который говорит ему о несомненности дурного предзнаменования. Пушкин возвращается.

Полки на Сенатской площади. Показать, конечно кинематографически, часть. Можно дать те или другие события, например убийство генерал–губернатора, смятение в царской семье и т. д. Материал здесь до крайности богат. Можно выбрать три–четыре сцены, которые полностью определяют самое течение событий. Разгром. Декабристы в тюрьме. Виселицы. Отправление на север.

Страдания Пушкина в Михайловском. Он видит в своем воображении дорогие образы декабристов, видит их в кандалах, видит их по дороге в Сибирь, как они теряются в бесконечности северных пустынь. Вызов к царю. Пушкин у Николая. Изобразить очень тонко мимически. Вопрос Николая: где был бы? — «На площади с мятежниками». Николай старается обольстить Пушкина. Отеческая ласковость. Хлопанье по плечу. «Напиши что–нибудь про меня. Я сам буду твоим цензором. Я тебя прошу» и т. д. Разрешение вернуться в столицу. Пушкин пишет льстивое стихотворение Николаю. Он разрывает его, когда перед ним вырисовываются тени мучеников–декабристов, но перед ним возникает и образ царя. Сначала зверино–свирепый, потрясающий кандалами в руках, потом мягкий, отеческий, манящий к себе жестом, каким призывают собаку. Пушкин в отчаянии вновь пишет то же стихотворение. Ему разрешается свободно, но под надзором фельдъегеря приехать в Москву. Въезд Пушкина с фельдъегерем. Бал в Москве. Он дается отчасти в честь Марии Волконской (Раевской), отправляющейся к своему мужу. Пушкин встречает Раевскую. Глубокая многозначительность этой встречи. Волконская и Пушкин уединяются в сторону. Для их разговора воспользоваться дивными строфами Некрасова, посвященными этому эпизоду в «Русских женщинах» «Во глубине сибирских руд». Дать текст стихотворения и киноиллюстрацию к нему. Волконская берется передать стихотворение. Грустное расставание.

Волконская жалеет Пушкина. Пушкин говорит знаменитую фразу: «Догадал меня черт родиться с гением таланта в России». Их окружает веселящаяся и танцующая толпа.

Пушкин у себя, читает что–то. Книга выпадает из его рук. Перед ним далекая дорога. Волконская, уезжающая в возке первым планом и исчезающая туда же, в ту же тьму, тьму Сибири, куда исчезли декабристы. Воображение Пушкина рисует ему глубину сибирских руд, работу декабристов. Можно воспользоваться картиной (забыл имя художника), очень распространенной в настоящее время. Приезд Волконской (все сквозь дымку воображения Пушкина). Декабристы читают его послание. Все гаснет. Стук в двери, чужая фигура вытянувшегося фельдъегеря, воплощения николаевского режима. Он протягивает запечатанный пакет. Пушкина вызывают к Бенкендорфу для объяснения*.

Comments