10 декабря 1928 г.1
Дорогой Борис Федорович, некоторые лица, видевшие последнее время «Саламандру» в «Арсе» и знающие ее в том виде, в каком она шла на премьере в «Колоссе», жалуются мне, что в «Арсе» она как–то сильно искалечена. Говорят, что будто не идет сцена ареста Фелиции. Не говоря уже о том, что вообще какие бы то ни было пропуски на первом экране по сравнению с установленной сообща с автором и режиссером формой картины и с премьерой недопустимы, такой, например, выпуск делает чуть не половину картины совершенно непонятной, ибо без этой сцены — предательства со стороны аристократической молодежи — непонятна, с одной стороны, смерть Фелиции, а с другой стороны, и вся полоса картины, ее касающаяся. Авторы представляются перед публикой в качестве каких–то беспомощных рассказчиков, не сведших концы с концами. Понятно, если какой–нибудь «прим» (как остроумно говорят сокращенно о примитивных или примазавшихся) в глупой рецензии старается показать свой строгий вкус и дает идеологический, с точки зрения каждого сценариста, совет составить сценарий из одной научной стороны драмы Камерера, но совершенно иное, если фирма не понимает, что своим большим успехом «Саламандра» обязана именно своей романтике, и если она рубит сук, на котором сидит. Поэтому я очень прошу Вас, дорогой Борис Федорович, отдать категорическое распоряжение ничего в картине, т. к. она шла с окончательных наших соглашений, не менять. Могу напомнить Вам, что согласно нашему авторскому праву автор имеет право протестовать против искажения его основного плана. Я совершенно убежден, что у меня никогда не выйдет такого недоразумения с «Межрабпом–фильмом», поэтому прошу придать картине в «Арсе» тот же целостный характер, который она имела на премьере в «Колоссе», где она, как кажется, до сих пор имеет большой успех. Кроме того, обращаю Ваше внимание на с разных сторон дошедшие до меня жалобы публики о том, что в отличие от «Колосса» в «Арсе» провертывают ленту с совершенно недопустимой быстротой. Можно подумать, что в театре «Арс» задались целью испортить тот большой успех, который имеет «Саламандра».
Нарком по просвещению Луначарский
- Стр. 278. 30 апреля 1928 г. ранее существовавшее акционерное общество «Межрабпом–Русь» было реорганизовано в акционерное общество «Межрабпом–фильм» с основным акционером в лице ЦК Межрабпома, находившегося в Берлине. ↩