Философия, политика, искусство, просвещение

Из статьи «О культуре на Западе и у нас»

В области кино у нас недавно был развал полнейший. Театры закрывались один за другим. А что теперь говорит статистика? Первое — посещаемость наших картин у нас значительно выше посещаемости европейских. Мало того, у нас сейчас наше собственное производство заняло экран на 56%. Мы уже больше чем наполовину вытеснили мировое производство; что наши картины, как «Броненосец «Потемкин», как «Мать», «Ветер», «Крылья холопа», что это прекрасные вещи, мы это знаем. Но этого мало, они бьют иностранную конкуренцию на иностранных рынках. Когда я к вам ехал, получилась телеграмма из Германии: они закупили 14 позитивов «Крылья холопа» и говорят — не хватает, присылайте сколько можете еще.

Я читал критическую статью в «Берлинер тагеблат», которая пишет: «Русские проявили здесь свое обычное высокое мастерство».

Откуда оно у нас? Немецкая кинематография предлагает нам союз и оговаривает его так: «Американцы нас заедали и вас заедают своими бессмысленными фельетонами, но у нас нет выбора, нет острого разнообразия сюжетов, не можем мы каждую неделю нового режиссера давать». А у нас? Вот ведь Пудовкина недавно никто не знал. А теперь Пудовкин — совсем молодой человек — будет иметь мировой успех. Потому что наша земля свежа, потому что прет отовсюду, не одни буржуазные сынки, а поднимаются со всех сторон, отбираются талантливейшие люди.

Все помнят, что сказал Владимир Ильич: «Кино самое полезное из искусств». Мы, конечно, еще очень слабы, в этом отношении деревню едва всколыхнули, много еще бессмысленной иностранщины, наши товарищи в области кино очень часто делают глупости, и денег у нас еще не хватает, хотя мы уже имеем миллионные обороты. Мы вырастаем в один из мировых производителей кинематографии. То ли еще будет!

Выросли уже, да, растем прямо как трехнедельный богатырь, как на дрожжах растем.

И почему нам не уважать европейскую культуру. Надо понимать, что она находится в процессе вырождения. Мы хотим высвободить подлинную культуру, честных ученых и честных художников, а прежде всего пролетариат Европы мы хотим высвободить из–под дряхлой буржуазии, которая в области науки и искусства создает фальсификацию, лжет, замусоливает человеческую жизнь. Может быть, они еще сильнее нас? Говорят — дряхлый старик сильнее подрастающего отрока. Но это недолго: им приближаться к могиле, а нам расти. Они — это прошлое, которое уходит, мы — будущее, которое возникает.

1927 г.

Впервые опубликовано:
Публикуется по редакции

Внимание! На сайте есть более полная версия этой статьи.


Автор:


Запись в библиографии № 2620:

О культуре на Западе и у нас. Н.–Новгород, «Нижегор. коммуна», 1927, 39 с. (Б–ка «Нижегор. коммуны»).

  • То же, отрывок, под загл.: Из статьи «О культуре на Западе и у нас». — В кн.: Луначарский о кино. М., 1965, с. 112–113.

Поделиться статьёй с друзьями: