Относительно кино — в двух словах. Я не буду говорить о кинохронике и о научных фильмах — это не входит в мою задачу. В отношении художественной линии, которая должна быть взята в кино, мы оказываем не больше руководства, чем в других случаях. Мы стараемся отмечать то новое, что появляется в кино, и сохранить старое. Надо сказать, что кино в меньшей зависимости от нас, чем все другие области искусства, но тем не менее определенная кинополитика у нас должна быть. Основная ее линия должна заключаться в том, чтобы избежать тех двух ошибок, которые всегда возможны, — уклона к искусству, не зараженному идеей, которое нам не нужно, и уклона к искусству, весьма зараженному идеей, но перестающему уже быть искусством.
У нас есть левое устремление в сторону бессюжетной фильмы (своего рода спартанский подход к этому делу), с изображением рабоче–крестьянского быта и основных его перипетий. К таким фильмам относятся фильмы «По закону» и «Любовь втроем», которые представляют собой попытку с чрезвычайно малым количеством действующих лиц дать сильную и социальной идеей зараженную фильму. Не говоря об указанных фильмах по существу, все это искусственно и публике не нравится. Некоторые исключительные достижения в области бессюжетного кино получают признание, как это было с «Потемкиным», который рикошетом, возвратившись из Германии, нашел свое место, но в большинстве случаев эти вещи не нравятся, так как не представляют собой захватывающего зрелища, а публика требует от кино прежде всего захватывающего зрелища.
Замечательно, как буржуазия действует в области кино. Что кино есть одно из крупнейших орудий буржуазии — в этом не приходится сомневаться, но она проводит свои тенденции чрезвычайно осторожно, и только очень внимательно разобравшись в той или иной фильме, можно найти в ней жало буржуазной тенденции. Буржуазия прежде всего стремится дать заманчивое зрелище, ибо это ей само по себе выгодно. Ведь еще со времен Меттерниха известно, что развлекать — это значит отвлекать от серьезных мыслей. Чтобы сделать кино проводником наших идей, мы должны научиться создавать настоящую увлекательную фильму.
5 мая 1927 г.