[Письмо в редакцию «Фильм–курьер»]

Письмо написано в 20–х числах декабря 1926 г. История его появления такова: в декабре 1926 г. ежедневная газета «Фильм–курьер» (Берлин) обратилась к А. В. Луначарскому с просьбой прислать для новогоднего номера какую–либо статью. «Может быть, Вы напишете о том, — писали из газеты, — как относятся к немецким фильмам в России». И Луначарский ответил написанием настоящего письма. На русском языке письмо публикуется впервые, (ЦГАЛИ СССР, ф. 279, оп. 1, ед. хр. 66, л. 33—34.)

Уважаемые товарищи!

Из иностранных фильм, которые мы у нас видим, немецкие большей частью бывают наилучшие. Правда, как я лично, так и наша публика с некоторым недоумением смотрит на такие бестолковые фильмы (употребил это выражение ввиду Вашего желания, чтобы корреспонденты Ваши не придерживались искусственно вежливых форм), как «Директор цирка».*1 В фильме участвуют лучшие Ваши актеры, всем нам известные и у нас любимые, а между тем содержание чрезвычайно мелко и сумбурно. Зато «Нибелунги» имели у нас чрезвычайный успех не только своей постановочной частью, но и прекрасной игрой. Вообще немецкую фильму мы ценим за ее большую интеллигентность, за часто встречающуюся оригинальность сюжета и великолепную игру. Янингс, Вейдт*2, Портен*3 и целый ряд других принадлежит теперь к числу популярных художников, которых знает, так сказать, всякий человек с улицы. В общем, в последнее время, как показывает это язык цифр, наша публика больше всего любит свои советские фильмы. Такие фильмы идут с лучшими сборами в течение большего времени. Французские фильмы за последнее время мы видим чрезвычайно редко. Из иностранных фильм русской публике чаще всего предлагают немецкие и американские фильмы. Хотя некоторые американские фильмы несомненно имели у нас большой успех, все же в среднем наша публика выше ценит немецкое производство. Так, например, в последнее время «Безрадостная улица» и «Пасынки Берлина» были настоящими гвоздями нашей киножизни.

Нарком по просвещению


*1 Стр. 272. «Директор цирка». — По–видимому, А. В. Луначарский имеет в виду немецкий фильм «Директор Бриони» (см. фильмографическую справку).

*2 Стр. 272. Вейдт Конрад (1893—1943) — немецкий актер. Дебютировал на сцене театра Макса Рейнгардта в 1913 г. В годы первой мировой войны, после ранения на фронте, был актером армейской труппы. Дебют в кино состоялся еще в 1915 г., когда Вейдт сыграл роль индуса в фильме «Загадка Банганоры». В дальнейшем состоял в труппе кинорежиссера Рихарда Освальда, который в 1917 г. поручил Вейдту ряд ответственных ролей в фильмах «Да будет свет!», «Иначе, чем другие» и др. В СССР известен по фильмам «Законы любви» (1917), «Кабинет доктора Калигари» и «Леди Гамильтон» (1921), где Вейдт сыграл роль Нельсона, «Лукреция Борджиа» (1922) и др. Позже уехал в Голливуд, еще снимался во многих фильмах, в том числе в «Человеке, который смеется», «Багдадском воре» (демонстрировался в СССР) и др.

*3 Стр. 272. Портен Хенни (р. 1890) — немецкая актриса, снискавшая известность в 1914—1915 гг. Снималась в фильмах Рудольфа Бибриха («Александра» и др.), Роберта Вине («Дочь миллионера» и др.), Эрнста Любича («Анна Болейн» и др.).

Comments