Философия, политика, искусство, просвещение

В. В. Воровский и ленинское наследие в области литературоведения

Воровский был ближайшим сотрудником Ленина. Владимир Ильич относился к Воровскому с огромным доверием, товарищеской любовью и очень любил его литературно–критические статьи.

Отдельных отзывов Ленина об отдельных статьях Воровского я не слышал. Общий прекрасный отзыв слышал неоднократно.

Сам Ленин, как известно, редко обращался к литературно–критическим или близким к ним задачам. Тем не менее, поскольку он считал необходимым установить решающую точку зрения на наиболее крупные фигуры истории нашей общественной мысли, мы имеем небольшое по количеству, но необычайно важное по определяющим моментам наследие Ленина, прямо относящееся не только к истории нашей революции, но и к истории нашей литературы. Так мы встречаем у Ленина изумительно глубокое определение Толстого, очень точно сформулированную оценку Герцена, глубокое и в главном исчерпывающее суждение о Чернышевском и народниках — старших и младших, левых и правых, революционно–демократических и оппортунистических. Из всех этих статей не только можно сделать вывод об общей ценности названных писателей и других крупных (Некрасов, Успенский), но и некоторый общий методологический вывод. Ленин учит по–новому определять классовую сущность каждого писателя. Метод, которому мы учимся таким образом у Ленина, гораздо точнее, чем метод Плеханова.

Мы не считаем возможным обойти здесь тот факт, что Воровский, благоговевший перед политическим гением Ленина и резко осуждавший меньшевизм Плеханова, как литературный критик является в очень многом, и не только правильном, критиком из школы Плеханова. Слишком разрозненные замечания Ленина, которые в то время казались столь второстепенными по сравнению с могучей деятельностью Ленина как политика, не были оценены его соратниками. Ведь даже огромное значение Ленина как философа стало для всех очевидным лишь в последнее время. Если мы пересматриваем искусствоведение Плеханова при свете огней ленинских высказываний в этой области, то мы должны сделать то же и по отношению к отдельным утверждениям Воровского. Разногласий окажется очень немного, но уточнений, и уточнений важных, будет достаточно. Оценка Герцена, оценка народников (Некрасова между ними) будет исправлена.

В конце концов эти поправки будут идти по линии недооценки Воровским политического содержания художественных произведений, некоторой переоценки им формального момента, некоторого недоверия его к «партийности» в литературе.

Все это мы старались отметить в нашей вводной статье, но это не только не избавляет читателя от задачи самому произвести проверку Воровского, как и всякого другого авторитета, на высказываниях Ленина, а имеет целью толкнуть читателя к работе над наследием Ленина в области художественной литературы.

<1930>

Впервые опубликовано:
Публикуется по редакции

Автор:


Запись в библиографии № 3888:

В. В. Воровский и ленинское наследие в области литературоведения. [1930 г.]. — «Лит. наследство», 1970, т. 82, с. 101–102.

  • Неизданный фрагмент из статьи «Вацлав Вацлавович Воровский как литературный критик», опубликованной в 1931 г. См. № 3516.

Поделиться статьёй с друзьями:

Иллюстрации

Из: ЛН т. 82: Неизданные материалы

На торжественном заседании, посвященном тридцатилетию литературной деятельности Луначарского. На снимке: Л. И. Аксельрод, А. И. Безыменский, М. П. Герасимов, В. Н. Домогацкий, В. Т. Кириллов, П. С. Коган, М. П. Кристи, П. И. Лебедев–Полянский, А. В. Луначарский, Вс. Э. Мейерхольд, П. И. Новицкий, Н. К. Пиксанов, М. Н. Покровский, З. Н. Райх, Н. А. Розенель–Луначарская, П. Н. Сакулин, А. А. Сидоров, Б. М. Соколов, К. С. Станиславский, Б. В. Шапошников, О. Ю. Шмидт, А. А. Яблочкина. Москва, Гос. Академия художественных наук, 21 марта 1926 г. ЦГАЛИ — стр. 102
На торжественном заседании, посвященном тридцатилетию литературной деятельности Луначарского. На снимке: Л. И. Аксельрод, А. И. Безыменский, М. П. Герасимов, В. Н. Домогацкий, В. Т. Кириллов, П. С. Коган, М. П. Кристи, П. И. Лебедев–Полянский, А. В. Луначарский, Вс. Э. Мейерхольд, П. И. Новицкий, Н. К. Пиксанов, М. Н. Покровский, З. Н. Райх, Н. А. Розенель–Луначарская, П. Н. Сакулин, А. А. Сидоров, Б. М. Соколов, К. С. Станиславский, Б. В. Шапошников, О. Ю. Шмидт, А. А. Яблочкина. Москва, Гос. Академия художественных наук, 21 марта 1926 г. ЦГАЛИ — стр. 102