ПО ПОВОДУ ПОСТАНОВКИ ПЬЕСЫ В. Н. БИЛЛЬ–БЕЛОЦЕРКОВСКОГО «ЛЕВО РУЛЯ»

ПИСЬМА к В. К. ВЛАДИМИРОВУ

Владимир Константинович Владимиров (1886—1953) — театральный деятель, в 1923 г. назначен заведующим художественным отделом Главполитпросвета, с ноября 1924 по 1933 г. — директор Малого театра. За период его директорства в репертуаре Малого театра важное место стали занимать пьесы советских драматургов — Билль–Белоцерковского, Ромашова, Тренева. В ЦГАЛИ (ф. 2355, оп. 1, ед. хр. 82) хранятся 24 письма и записки Луначарского к Владимирову (1923—1929). Одно из этих писем (от 1 декабря 1924 г.) напечатано в журнале «Октябрь», 1949, № 10.

Публикация Л. М. Хлебникова.

1

Машинописная копия. ЦГА РСФСР, ф. 2306, оп. 1, ед. хр. 3419, лл. 112—113. Заглавие дано редакцией.

9 июня 1925 г.

Дорогой товарищ,

пишу вам еще раз по поводу пьесы Белоцерковского 1 в полном согласии с Союзом революционных драматургов2. Мы все после внимательного пересмотра нашего отношения к этой пьесе еще раз утверждаем, что пьеса обладает несомненными художественными достоинствами и вполне театральна. Правда, она является образчиком некоторой новой формы драматургии, относительно которой довольно значительная группа пролетарских писателей и критиков утверждает, что она наиболее подходяща для новой публики, которая сделается постепенно центральной публикой всех заслуживающих уважения театров. Я не отрицаю, что об этом можно спорить, я не отрицаю, что это можно доказать только экспериментами, но именно поэтому эксперимент является здесь чрезвычайно важным. Мы не можем стать на ту точку зрения, что эксперименты должны производиться в так называемых революционных театрах. Такое деление в высшей степени невыгодно для академических театров, оно–то обыкновенно и навлекает на них весьма опасные обвинения. С этой точки зрения академические театры заинтересованы в том, чтобы участвовать в постановке подобных опытов и прилагать все силы для их благополучного исхода, так как именно это показало бы весьма широким пролетарским кругам близость академических театров к исканиям, которыми они остро интересуются. Ни Союз революционных драматургов, ни я лично не хотим длить спора с дирекцией Малого театра и с Управлением академических театров относительно формы, в которой эксперимент может осуществиться. Мы согласны на то предложение, которое было принято в Художественно–политическом совете при Управлении академическими театрами, т. е. пьеса тов. Белоцерковского должна быть поставлена в филиале, с тем что в случае успеха она будет перенесена на подмостки главного театра.

Не скрою от вас, дорогой товарищ, что кое–кто поднимал сомнения относительно способностей Малого театра объективно отнестись к этому заданию. Говорили: раз дирекция Малого театра и отчасти его труппа заранее заявляют, что эта пьеса грозит провалом, в то время как автор и Союз революционных драматургов придерживаются противоположного мнения , то ведь в конце концов у театра есть слишком много способов на деле показать правоту своих утверждений и свою проницательность. Осуществляя пьесу, можно легко представить ее гораздо бледнее, чем при напряженном желании труппы одержать с ней победу.

АРТИСТЫ МОСКОВСКИХ АКАДЕМИЧЕСКИХ ТЕАТРОВ У ЛУНАЧАРСКОГО

АРТИСТЫ МОСКОВСКИХ АКАДЕМИЧЕСКИХ ТЕАТРОВ У ЛУНАЧАРСКОГО

Слева направо: сидят — В. О. Массалитинова, А. В. Луначарский, А. К. Тарасова, В. К. Владимиров, И. М. Москвин, В. И. Качалов, Я. Л. Леонтьев; стоят — И, С. Платон, В. В. Федоров Фотография. Москва, 1929 Центральный архив литературы и искусства, Москва

Я совершенно отвергаю подобные опасения и выражаю глубокую уверенность, что дирекция театра, как и труппа, отнесутся к делу осуществления пьесы тов. Белоцерковского с полной добросовестностью и вложат в нее все свое мастерство. Да и то сказать, если эта пьеса будет иметь успех, то это, конечно, послужит к большей пользе Малого театра и окончательно развеет то недоброжелательное и отчужденное отношение к нему, которое еще царит в левых кругах пролетарской публики. С другой стороны, провал этой пьесы, если не будет очевидным при этом, что театр сделал все возможное для нее, будет рассматриваться этими кругами как что–то вроде саботажа и может до крайности обострить вышеупомянутое недоброжелательное чувство.

Вы как человек свой для нас и человек большого ума прекрасно поймете этой сумеете объяснить это труппе. Ввиду экспериментального характера этой постановки и важности делаемого здесь опыта совершенно необходимо оставить за автором право сговориться с театром о выборе режиссера, исполнителей, права известного руководства самой постановкой, как это «было; при постановке «Эхо» в Театре Революции 3.

Союз революционных драматургов очень настаивает на том, чтобы пьеса была поставлена в первом полугодии будущего сезона, и я присоединяюсь к этой просьбе 4.

Крепко жму вашу руку.

Нарком по просвещению <А. Луначарский>


1 Речь идет о пьесе В. Н. Билль–Белоцерковского «Лево руля». Первое письмо Луначарского Владимирову об этой пьесе не найдено.

2 Союз революционных драматургов возник в ноябре 1924 г. в результате объединения двух обществ драматических писателей в Москве и Ленинграде. Луначарский как председатель этого общества написал его декларацию, опубликованную в «Известиях» от 27 апреля 1925 г., и неоднократно выступал с докладами на собраниях членов Союза. Позже, в одном из писем 1927 г. к своей заместительнице по Наркомпросу РСФСР В. Н. Яковлевой, Луначарский так характеризовал эту организацию: «Когда–то этот Союз подавал известные надежды. Членами его были все мало–мальски выдающиеся советские драматурги, я был его председателем, при этом активным, бывал почти на всех собраниях, но даже большая работа, которую я в то время вложил туда, не привела к расцвету этого Союза. Скоро пошли всякого рода недоразумения, и я фактически совершенно устранился от этой работы. Насколько я знаю, сейчас Союз революционных драматургов пишется больше на бумаге. Особенной надобности в нем нет» (письмо от 16 июля 1927 г. — ЦГА РСФСР, ф. 301, оп. 1, ед. хр. 112, л. 11 об.).

3 Премьера пьесы Билль–Белоцерковского «Эхо» состоялась в Театре Революции 8 ноября 1924 г.

4 Пьеса «Лево руля» была поставлена в следующем сезоне в филиале Малого театра — в Театре им. Сафонова (премьера — 3 апреля 1926 г.).

В своем докладе на партийном совещании по вопросам театра при Агитпропе ЦК ВКП(б) в мае 1927 г. Луначарский упомянул об этой постановке: «Академические театры наши проявили гибкость и умение идти навстречу потребностям зрителя. Возьмите Малый театр и пьесу „Лево руля". Пьеса не только революционная, но написанная в совершенно непривычной для театра манере, а он так хорошо провел ее, что вся, даже враждебная критика подтвердила, что это сыграно очень хорошо» (VII, 504).

2

Машинописная копия. ЦГА РСФСР, ф. 2306, оп. 1, ед. хр. 3419, л. 131.

26 июня 1925 г.

Считаю необходимым сообщить вам следующие факты. Тов. Белоцерковский, не дождавшись ответа на мое письмо, посланное к вам, вышел из числа членов Союза, обвиняя его в меньшевизме и покровительстве «старому хламу», а затем, как вам вероятно известно, выступил с резкой заметкой против Союза и против меня 1. В то же время он обжаловал мои действия как недостаточно энергичные в направлении защиты интересов коммунистических писателей в Агитпроп ЦК. Надеюсь, что оценка всего поведения Белоцерковского будет правильной.

Во всяком случае, может быть, понадобится ваше свидетельство в этом отношении 2.

Жму вашу руку.

Нарком по просвещению <А. Луначарский>


1 «Письмо в редакцию» Билль–Белоцерковского было напечатано в журнале «Новый зритель», 1925, № 25, стр. 16.

2 Ход разбирательства этого инцидента неизвестен, однако Луначарскому пришлось писать объяснения лично секретарю ЦК РКП (б) И. В. Сталину и заведующему Агитпропом ЦК.

Comments