ОТ РЕДАКЦИИ

А. В. ЛУНАЧАРСКИЙ. Фотография, начало 1920–х годов. Центральный архив литературы и искусства, Москва

Фотография, начало 1920-х годов

Центральный архив литературы и искусства, Москва

В большом и многообразном литературном наследии, которое оставил выдающийся деятель социалистической культуры Анатолий Васильевич Луначарский, важнейшее место занимают его работы по вопросам художественной литературы, искусства, эстетики. Эта часть наследия Луначарского представляет отнюдь не только исторический интерес. Она и сегодня сохраняет в значительной степени свою актуальность, помогая продумывать и решать многие серьезные и сложные вопросы современной литературно–художественной жизни.

Несколько лет тому назад вышло восьмитомное Собрание сочинений Луначарского, подготовленное Институтом мировой литературы имени A.   M.   Горького Академии наук СССР, но оно включило в себя далеко не все его литературно–критические и литературно–теоретические работы. За пределами этого собрания осталось немало статей, рассеянных по разным газетам, журналам и сборникам. Кроме того, в государственных и личных архивах сохранились работы и творческие материалы Луначарского, по тем или иным причинам в свое время не напечатанные. Некоторые из них за последние годы были опубликованы в разных печатных изданиях, в том числе в отдельных томах «Литературного наследства» (65, 69, 74, 81).

Теперь «Литературное наследство» выпускает специальный том, содержащий новые, неизвестные до настоящего времени тексты Луначарского, главным образом его работы и выступления по литературе, театру, общим вопросам искусства и методологии его изучения. Здесь представлены литературные материалы Луначарского, относящиеся к самым разнообразным жанрам: статьи, предисловия к собственным работам и работам других авторов, рецензии, лекции, доклады, речи, интервью, письма, а также один образец художественного творчества Луначарского — неопубликованный вариант финала драмы «Оливер Кромвель».

При чрезвычайном разнообразии тематики и проблематики этих материалов, отражающих исключительную широту интересов их автора как критика, ученого, литератора, все они объединяются главной, стержневой темой всей жизни и деятельности Луначарского — искусство и революция, революция и литература.

Большая часть публикуемых текстов относится к послеоктябрьской эпохе, но в томе нашли место и документы, отражающие ранний этап литературной деятельности Луначарского, в частности конспект реферата 1900 г. о творчестве Г.   Ибсеиа (это первая по времени из дошедших до нас работ Луначарского на литературные темы) и автобиографическая заметка 1907 г., самая ранняя из известных нам его автобиографий. Одна из вошедших в том статей — «К вопросу о философской дискуссии 1908—1910 гг.» — была написана автором в 1931 г. специально для «Литературного наследства», но в печати тогда не появилась.

Часть публикуемых текстов представляет собой стенограммы, не выправленные автором. Назовем для примера доклады на VII съезде работников искусств и на встрече с библиотекарями, лекции для аспирантов Пушкинского Дома и для студентов Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова, выступления на вечере, посвященном Достоевскому, и на юбилейном чествовании Брюсова, речь памяти академика Сакулина и др. Хотя качество этих записей не всегда может быть признано удовлетворительным, они включены в том ввиду значительности их содержания. Готовя к печати такие документы, редакция, как правило, ограничивалась самыми необходимыми исправлениями и конъектурами.

Известно, что Луначарский был деятельным пропагандистом русской и советской культуры за рубежом и его работы нередко печатались на иностранных языках. В том включены обнаруженные в архивах авторские тексты таких статей на русском языке, остававшиеся неизвестными советскому читателю. Среди них самая последняя из многочисленных работ Луначарского о Толстом — большая вступительная статья к изданию романа «Анна Каренина» для американских читателей. Несомненный интерес представляет обзор русской литературы за первое революционное пятилетие, опубликованный в 1923 г. только на немецком языке. Так как русский подлинник не найден, статья печатается в обратном переводе.

В виде исключения в том включено несколько статей, появлявшихся в печати на русском языке, но практически остающихся малодоступными нашим читателям. Такова, например, статья «Очерки современной литературы», напечатанная в 1908 г. в женевской «Заграничной газете» и содержащая острую полемику с декадентским лагерем.

Из обширного эпистолярного наследия Луначарского выбраны те отдельные письма к деятелям искусства и культуры (А. И. Южину, В. М. Фриче, А. К. Воровскому и др.), в которых затрагиваются существенные вопросы литературно–художественной жизни или раскрываются разные стороны творческой деятельности Луначарского. Полностью публикуются все дошедшие до нас его письма к Ромену Роллану.

Почти совсем неизученная область деятельности первого наркома по просвещению представлена в разделе «Луначарский — редактор», где печатаются письма и отзывы, раскрывающие его работу по подготовке собраний сочинений русских и западноевропейских классиков, по редактированию Литературной и Большой Советской Энциклопедий.

До последнего времени малоисследованными оставались факты революционной биографии Луначарского на рубеже XIX и XX вв. В настоящем томе на основе широкого использования архивных документов впервые дается обстоятельное освещение важных этапов жизни молодого революционера: его участия в так называемом деле Московского комитета РСДРП 1899 г. и пребывания в Вологодской ссылке.

Книга завершается библиографией, служащей дополнением и продолжением известного указателя К. Д. Муратовой «А. В. Луначарский о литературе и искусстве» (Л., 1964).

Каждый тематический раздел тома сопровождается вступительной статьей, раскрывающей значение публикуемых материалов.

Новый том, несомненно, обогатит и расширит представление о Луначарском — профессиональном революционере, литературном и театральном критике, теоретике и историке литературы, драматурге, редакторе, лекторе и педагоге, организаторе художественной жизни страны.

За предоставление материалов, публикуемых в томе, редакция приносит благодарность:

Центральному партийному архиву Института марксизма–ленинизма при ЦК КПСС, Центральному государственному архиву литературы и искусства СССР, Центральному государственному архиву Октябрьской революции, высших органов власти и государственного управления СССР, Центральному государственному архиву РСФСР, Центральному государственному историческому архиву УССР, Центральному государственному архиву г. Москвы, Архиву Академии наук СССР, Отделу рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, Отделу рукописей Института мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР, Рукописному отделу Института русской литературы (Пушкинского Дома) АН СССР, Кабинету–квартире В. И. Ленина в Кремле, Мемориальному кабинету А. В. Луначарского, Музею А. М. Горького, Государственному архиву Вологодской области, Тотемскому краеведческому музею, а также Е. М. Бебутовой–Кузнецовой, В. Д. Зельдовичу, К. С. Кравченко. Ю. М. Лауферу, И. А. Луначарской, С. А. Макашину, М. М. Решетникову, М. П. Роллан, П. П. Ротачу и А. Н. Рубакину.

Редакция выражает благодарность также учреждениям и лицам, оказавшим содействие в подготовке тома различными справками и советами: Германской государственной библиотеке (Берлин), Отделу истории социалистической литературы Германской академии искусств в Берлине, Архиву Иоганнеса Бехера (Берлин), Центральной библиотеке немецкой классики (Веймар), Библиотеке Британского музея, Национальной библиотеке (Париж), Отделу редких книг Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, Отделу библиографии Центральной научной библиотеки АН УССР, Государственному архиву Калужской области; Доре Ангрес (ГДР), Шейле Брюс (Англия), Т. П. Виноградовой, Христо Дудевскому (Болгария), Г. Л. Егоровой, Э. Е. Зайденшнур, Н. И. Конраду, Л. М. Луначарскому, Е. И. Лямкиной, Т. Л. Мотылевой, К. Д. Муратовой, Александеру Мюнху (Архив Гауптмана, Дрезден), В. П. Нечаеву, Н. С. Павловой, Н. Ф. Ржевской, А. П. Саруханян, Ядвиге Секерской (Польша), С. В. Тураеву, И. М. Фрадкину и Н. В. Фридману.

Примечания к публикуемым материалам составлены в основном редакцией тома при участии Л. М. Хлебникова. Фамилии других составителей примечаний указаны в соответствующих местах книги. Подстрочные примечания, принадлежащие Луначарскому, сопровождаются указанием: Примеч. автора. Редакционные примечания даются без оговорок.

При ссылках на Собрание сочинений Луначарского в восьми томах (М., «Художественная литература», 1963—1967) в скобках указываются только номера тома (римскими цифрами) и страницы (арабскими).

Редактор тома — Н. А. Трифонов.

В редакторской и комментаторской работе участвовал Л. Р. Ланский, в редактировании переводов — Н. Д. Эфрос. Постоянную помощь в работе над томом оказывал А. Н. Дубовиков. Подбор иллюстраций выполнен Т. Г. Динесман при участии Н. Д. Эфрос.

Comments