ГЕНРИК ИБСЕН КАК МОРАЛИСТ

Автограф. Центр. гос. исторический архив УССР, ф. 274, оп. 3, д. 90, л. 2—2 об.

Публикуемый конспект является первой дошедшей до нас работой Луначарского на литературную тему.

Луначарский выступил с докладом о Ибсене в Киеве 29 апреля 1900 г. в частной квартире на небольшом собрании киевской интеллигенции. Выступление было прервано появлением полиции, арестовавшей докладчика и всех слушателей. Об этом эпизоде см. в настоящем томе в статье Н. А. Трифонова и И. Ф. Шостак «Луначарский и „московское дело" 1899 года».

Экземпляр конспекта сохранился в делах Киевского губернского жандармского управления.

Из реферата 1900 г. выросла впоследствии большая статья «Ибсен и мещанство», напечатанная в №№ 5—7 журнала «Образование» за 1907 г. Помещая ее в журнале, Луначарский отмечал: 

«… настоящая работа в первоначальном своем виде была неоднократно читана в многолюдных кружках в России и за границей и всюду вызывала к себе значительный интерес, выразившийся, между прочим, в десятках устных и письменных запросов насчет того, будет ли эта работа напечатана и когда именно. В настоящее время работа эта и появляется в значительно обновленном виде» 

(V, 85).

Публикация Н. А. Трифонова.


КОНСПЕКТ РЕФЕРАТА

1. Ибсен как изобразитель современной «моральной драмы».

2. Моральный кризис конца века.

3. Его причины: а) неустойчивость общественных норм морали,

б) рост сознательности личности.

4. Достоевский, Толстой, Ницше.

5. Крайний индивидуализм и крайний идеализм.

6. Пер Гинт — представитель свободного индивидуализма.

7. Бранд — представитель морали долга.

8. Проблема свободы. «Росмерсгольм».

9. Та же проблема. «Нора».

10. Разрешение этой проблемы. «Женщина с моря».

11. Положительный тип. Несколько слов о Сольвейг.

12. «Претенденты на корону».

13. Гильда. «Враг народа».

14. Реакция против идеализма. Д. Г. Боркман.

15. Объяснение этой реакции и итоги жизни в драматическом эпилоге «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».

16. Мнение Герцена.

17. Заключение. Об идеализме философском, социологическом и нравственном.

<1900>

Comments