Как я уже писал, дело народного образования в Костромской губернии стоит относительно высоко. Есть и такая сторона в нем (например, постановка театрального дела), которая может считаться по нынешнему общему уровню положительно образцовой.
Пожалуй, наивысшее развитие в самом городе Костроме и отчасти в некоторых уездах получили клубы.
О клубах для взрослых я еще, быть может, буду писать при общем отчете о Костроме, сейчас же остановлюсь на самой очаровательной стороне костромской жизни, именно на детских клубах. Уже самое число детских клубов в этом сравнительно небольшом городе представляет собой явление из ряда вон выходящее. В Костроме насчитывается немного более 70 тысяч жителей, и она располагает уже 12 детскими клубами с числом детей 150–400 в каждом.
Для сравнения прошу сообразить, что при 1½ миллионах жителей в Москве сохранение этого масштаба потребовало бы организации 240 клубов, между тем как мы имеем в Москве только 23 клуба.
Но если в Костроме достигнут замечательный количественный результат, то еще интересней качественная сторона дела. Правда, при моем кратком пребывании в Костроме я не мог посетить все клубы, но я подробно ознакомился с работой некоторых и присутствовал на открытии выставки детских работ всех 12 клубов.
Надо признать, что детские клубы того типа, который в особенности развернулся в Костроме, т. е. типа, объединяющего девочек и мальчиков приблизительно от 8–летнего до 16–летнего возраста, является, по существу говоря, наивысшей формой школы, до сих пор нами достигнутой.
Основным элементом, которым живет клуб, является искусство, и это весьма понятно потому, что ребенок учится — играя и должен учиться именно — играя. Когда вы высвобождаете его из тисков старой школы, предоставляете ему помещение, известную приспособленную обстановку, ласковое руководство, всегда готовую помощь, а в остальном свободу, то он сию же минуту начнет играть — это и есть самое очаровательное. Ребенок показывает себя во всей своей естественной грации, во всей своей трогательной талантливости. Шиллер говорил, что искусство есть игра, можно сказать, и обратно: то, что приобретаем, играя, — это прежде всего искусство. Вот почему музыка, пение, танец, декламация, сценическое исполнение, подвижные игры, спорт естественно занимают свое место в жизни юного коллектива, и во всех этих областях достигаются значительные результаты. На празднике, устроенном всеми 12 клубами в помещении 3–го детского клуба, были представлены образцы ритмической гимнастики, свободного танца, сценки, хоровое и сольное пение, декламация, и во всех этих областях встречались отдельные экземпляры, доставившие присутствующим взрослым самое подлинное художественное наслаждение. Игра, однако, не ограничивается этим, она, так сказать, выступает из берегов и, переходя за грань искусства, подходит и к общественной жизни, и к трудовым процессам, и к науке.
Трудно даже сказать, что представляет собой клубное самоуправление: есть ли это игра в маленькую республику, или это серьезнейшее дело гражданского взаимообучения и замена учительской дисциплины коллективным общественным мнением?
Не могу не отметить удивительной серьезности маленьких председателей и секретарей, которые с глубочайшим сознанием своей ответственности и поражающей толковостью ведут довольно сложное дело управления коллективом в несколько сот членов.
На клубной выставке было выставлено множество произведений детского творчества, целое море рисунков, среди которых, как всегда это бывает, попадались очень курьезные, очень свежие, очень талантливые, масса всяких плетений, картонажей и т. п.
Работа увлекает детей, начиная с самых маленьких и до самых взрослых, и хотя выставка импровизированная и никто не делал специальных экспонатов, но тем лучше — выставка была тем более показательной: были разложены просто заурядные работы, иногда даже неоконченные. В результате самое отрадное впечатление.
Но, пожалуй, кульминационным пунктом таких работ является изготовление физических аппаратов и приборов: детишки 10–11 лет под руководством 14–летнего мальчика достигли изумительных результатов: из всякой попавшейся под руки дряни настряпали приборов чрезвычайно поучительных и в смысле изобретательности и остроумия вообще, и в смысле возможно более глубокого самообслуживания школы. Среди других чудес детской изобретательности имеется даже маленький беспроволочный телеграф, великолепно действующий на расстоянии целого… аршина. В результате все это вместе создает необыкновенно дружную и веселую атмосферу. Если бы в детских клубах мы могли поставить на должную высоту кормление детей, которое в голодной Костроме, увы, оставляет желать слишком много лучшего, то это были бы прямо идеальные воспитательные учреждения.
Вообще, помимо недостатка в пище, клубы в Костроме страдают всякого рода бедностью. Мало средств, мало пособий. Это маленькие здоровые растеньица, которым дать больше воздуха и больше солнца. Поскорей бы разбогатеть нам, Комиссариату народного просвещения в особенности, по части необходимых материалов, потому что деньги у нас часто есть, по нет того, что хотели бы мы купить. Когда под руками у нас окажется больше средств пособить этим первым проблескам новой жизни — они немедленно расцветут самым пышным и драгоценным цветком.