СПЕШНО В СОБСТВЕННЫЕ РУКИ
ВЛАДИМИРУ ИЛЬИЧУ ЛЕНИНУ
10/XI 1922 г.
Дорогой Владимир Ильич,
Мне все не удается лично переговорить с Вами, по крайней мере прочтите мое письмо и прилагаемый при сем крайне важный документ. Документ этот сразу покажет Вам, что далеко не я только стою за сохранение наших оперных театров. Вы увидите из него, что буквально все рабочее население Петрограда настолько дорожит Мариинским театром, сделавшимся почти исключительно рабочим театром, что закрытие его воспримет как тяжелый удар. К Большому театру это относится в меньшей степени. Мы здесь меньше связаны с рабочими, но и здесь МГСПС, являющийся непосредственным нашим контрагентом, может вынести Вам положительный отзыв.
Я очень просил бы Вас, если у Вас в настоящее время, по состоянию Вашего здоровья и по течению дел, есть к этому возможность, все же дать мне личную беседу по этому вопросу и некоторым другим.
Вместе с тем я очень настаивал бы на том, чтобы Вы и Надежда Константиновна посетили в воскресенье в 1 час дня Большой театр, где будет повторен имевший громадный успех опыт революционного детского спектакля. Может быть, Вы, воочию увидев, что такое сохраненный мною и моими помощниками театр и как подвинулся он в направлении службы революции, сами поймете, с каким глубоким огорчением воспринимаем мы нынешнюю попытку задушить его.
Нарком по просвещению А. Луначарский
ЦЕНТРАЛЬНОМУ КОМИТЕТУ РОССИЙСКОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
ВСЕРОССИЙСКОМУ ЦЕНТРАЛЬНОМУ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ КОМИТЕТУ
СОВЕТУ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ
В Петрограде получены сведения о снятии с госсубсидии бывш. Мариинского театра.
Петроградский губернский комитет РКП (бывш. Петроградский губисполком) и Петроградский губпрофсовет находит, что за 5 лет бывш. Мариинский театр, отдававший 50% своей работы рабочим фабрик и заводов и предоставивший им за последний сезон 1921 г. — 1922 г. 195 480 посещений, что, посылая также своих артистов на фронты гражданской войны для культ–просветительной работы, заслуживает теперь сохранения и поддержки со стороны государства. Работники акад. театров сохранили строгую академическую школу, помогли Советской республике сохранить в неприкосновенности не только колоссальное имущество актеатров, имеющее громадную материальную ценность, но и лучшие достижения мирового искусства, получившие чрезвычайное международное значение.
Та же строгая академическая школа в условиях нэпа служит для всего тео–искусства Сев. — Зап. области единственным сдерживающим началом на пути всеразрушающей безудержной халтуры.
На основании всего вышеизложенного настоящим ходатайствуем о сохранении гос<ударственной> субсидии всем академическим театрам Петрограда и в том числе бывш. Мариинскому, тем более, что дефицит, который дает Мариинский театр в срав нении с заданиями, им выполняемыми, сравнительно невелик.
Закрытие бывш. Мариинского театра поведет к окончательному распылению тех и без того немногочисленных серьезных артистических сил, которые в неимоверно тяжелых условиях удалось сохранить только благодаря действительно героической преданности своему делу работников этого театра. С закрытием бывш. Мариинского театра Губпрофсовет в громадной степени лишится возможности давать здоровую пищу рабочим, а также для Губпрофсовета затруднится и общая работа по руководству работниками искусства.
Секретарь Петрогубкома РКП(б)
Председатель Петрогубисполкома
Секретарь Петрогубисполкома
Председатель Петрогубпрофсовета
Секретарь Петрогубпрофсовета
Ответственный секретарь Союза искусств
8/XI — 1922 г.
Пуокр ПВО (Петроградского Военного округа) поддерживает настоящее ходатайство, так как бывш. Мариинский театр в значительной степени обслуживал и красноармейские части.
Напуокр ПВО
8/XI — 22
Союзы, подписавшие настоящее заявление
Союз металлистов Союз коммунальных рабочих
» железнодорожников » бумажников
» химиков » пищевиков
» печатников » горнорабочих
» строителей » всемедиксантруд
» водников » нарпитания
» кожевников » Политуправления Балтфлота
Подлинники настоящих документов с подписями и печатями хранятся у наркома по просвещению А. В. Луначарского в деле.
Член Президиума Петрогубпрофсовета
«Новый мир», 1965, № 4, стр. 253–254.
См. письмо Луначарского Ленину 25 августа 1921 г. и примеч. к нему, а также предыдущее письмо.
* * *
Обращаясь к Ленину по вопросам, касающимся судьбы крупнейших русских театров, Луначарский, как никто другой, знал, какую огромную заботу о развитии театральной культуры проявлял Ленин с первых же дней Советской власти.
Документы, публикуемые в настоящем томе, а также многие архивные материалы ярко об этом свидетельствуют.
Неоднократно возбуждал Луначарский перед Совнаркомом ходатайства об обеспечении срочных нужд театров и театральных работников, мотивируя необходимость дополнительных ассигнований, и обычно получал сочувственный отклик Ленина.
Приведем несколько примеров, касающихся только Большого театра.
3 октября 1919 г. Луначарский направляет в Малый Совнарком отношение с просьбой предоставить кредит для «ремонта электрического освещения в Государственном Большом театре» (ЦГАОР, ф. 130, оп. 3, ед. хр. 946, л. 87). Малый Совнарком дважды рассматривал вопрос и принял постановление: «Отпустить Наркомпросу сверхсметным кредитом авансом в счет сметы на переустройство электрического освещения в Большом государственном театре 3 000 000 рублей». Ленин подписал протокол (ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 11906, лл. 1–2).
(Вопрос о срочном ремонте освещения в Большом театре вставал и в 1921 г. В ответ на ходатайство Луначарского от 22 августа, через несколько дней (26 августа) Малый Совнарком принял следующее решение: «Признать работу, предпринятую Нар<одным> к<омиссариа>том просвещения, срочною. Предложить всем ведомствам необходимые меры, связанные с ремонтом электрического освещения, провести в экстренном порядке». Ленин подписал протокол. ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 20492, лл. 1, 4, 5, 6, 10).
Новые сверхсметные ассигнования Большому театру для увеличения оплаты личному составу были выданы в марте 1920 г. Протокол заседания Малого Совнаркома 9 марта также подписан Лениным (ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 13206, лл. 3–4).
6 апреля 1920 г. Малый Совнарком принял постановление об авансе «на пополнение дровяного фонда, имея в виду использование его в первую очередь для удовлетворения государственных Большого и Малого театров». Ленин подписал протокол (ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 13510, лл. 1–2). Характерно обращение Луначарского в Управление Делами Совнаркома 29 апреля 1920 г. с просьбой перенести конец сезона в Большом театре с 1 июня на 15 мая. Вот его мотивы:
«Вчера у меня была многочисленная делегация работников Большого театра, которые единогласно утверждали, что артисты за тяжелую зиму, когда им приходилось и голодать, и холодать в огромной своей массе, совершенно выбились из сил. В особенности поднимают жалобу рабочие, персонал, которые, конечно, никаким подсобным заработком не пользовались <…>. Вот почему я просил бы Совнарком в отмену своего первого, кстати сказать, неопубликованного распоряжения, разрешить мне окончить сезон 15 мая. До 15 мая тов. Малиновская обещает сезон все–таки додержать. Закрывать раньше сезон не хотелось уже потому, что как раз к концу сезона пошла сделанная Саниным и дирижером Головановым превосходная постановка „Князя Игоря“, единственная, какою Большой театр вправе гордиться»
(ЦГАОР, ф. 130, оп. 4, ед. хр. 687, л. 33 — ЗЗоб.).
7 мая 1920 г. Малый Совнарком вынес постановление, подписанное Лениным, о закрытии сезона в Большом театре 15 мая 1920 г. (ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 13889, лл. 1–3).
8 связи с перепиской о предполагавшемся закрытии Большого театра в январе 1922 г. следует отметить, что вопрос этот возник не впервые. В период тяжелой хозяйственной разрухи и голода, зимой 1919 г. на заседании Совнаркома под председательством Ленина обсуждалось положение с отоплением государственных театров. «Доклад делал представитель Малого Совнаркома Галкин. Он говорил, что на данном этапе Большой и Малый театры не нужны рабоче–крестьянской Республике, так как в репертуаре их все те же старые "буржуазные" пьесы и оперы вроде "Травиаты", "Кармен" и „Евгения Онегина“, и что не следует бросать драгоценное топливо в прожорливые печи московских театров.
Владимир Ильич поставил вопрос на голосование, бросив предварительно, как бы мимоходом, несколько слов: "Мне кажется, — сказал Ильич, сверкнув смеющимися глазами, — что Галкин имеет несколько наивное представление о роли и назначении театра".
И Владимир Ильич предложил тем, кто согласен с Галкиным, поднять руки. Но рук не поднялось» («В. И. Ленин о литературе и искусстве». М., Гослитиздат, 1957, стр. 570. Об этом же эпизоде вспоминал П. Н. Лепешинский в кн. «На повороте». Велика историческая роль Ленина в деле сохранения академических театров — замечательных очагов русской национальной культуры и превращения их в театры для трудящегося народа.