«СТОЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ МАДЗИНИ В РИМЕ»

В июне 1905 г. Луначарский писал Ленину: «Посылаю Вам две статьи: одну маленькую о Мадзини (в рукописи — «Маззини»), другую побольше — фельетон» (см. настоящ. том, стр. 3). Статья посвящена видному итальянскому революционеру, буржуазному демократу, одному из вождей и идеологов итальянского национально–освободительного движения, выдвигавшего программу воссоединения Италии «снизу» как независимой буржуазной республики. Ленин в статье «Карл Маркс», характеризуя борьбу Маркса за объединение рабочего движения разных стран и его стремление направить «в русло совместной деятельности различные формы непролетарского, демократического социализма», упоминает Мадзини, Прудона, Бакунина (см. Ленин, т. 26, стр. 49).

Статья Луначарского предназначалась к 100–летию со дня рождения Мадзини (22 июня (н. ст.) 1805 г.), но, видимо, она запоздала к номеру, в котором предполагалось ее поместить, и поэтому осталась неопубликованной. В настоящем томе статья и пометки Ленина публикуются впервые.

На первой странице рукописи Ленин слово «корольков» зачеркнул, а над ним сверху карандашом написал «князьков». Ольминский при редактировании часть статьи сократил и кое–что добавил, а слово, написанное Лениным, исправил на «королей».

В фонде документов Ленина хранится экземпляр статьи, переписанный рукой Воровского, поэтому автором статьи «Столетний юбилей Мадзини» до сих пор считался Воровский. На рукописи Воровского имеются пометки Ленина. Недавно был обнаружен подлинник статьи, написанный рукой Луначарского, на основании которого было установлено авторство Луначарского. Рукопись Луначарского на 3 страницах линованной большого формата бумаги, черными чернилами, хранится в ЦПА ИМЛ, ф. 25, оп. 1, ед. хр. 3, ч. II, лл. 49 — 51. Экземпляр, переписанный рукой Воровского, на 6 страницах обыкновенного тетрадного формата, с правкой Ленина и Ольминского хранится в ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 1892, лл. 1 — 6. Позже, в 1923 году, в связи с семидесятипятилетним юбилеем революции 1848 г. в Италии, Луначарский вновь пишет о Мадзини (см. сб. статей «1848 — 1923. К 75–летию революции 1848 г.» М., 1923, стр. 209 — 239).

СТОЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ МАДЗИНИ В РИМЕ

Прошло сто лет со дня рождения Джузеппе Мадзини. Этот огненный человек и великий писатель посвятил всю свою жизнь борьбе против темноты сил реакции, против тяжкого гнета австрийцев, угнетавших северную Италию, против мелкой и гнусной тирании ничтожных князьков 1, мучивших остальную Италию наряду с папой, грабившим Рим — свое светское владение. Мадзини был последним великим буржуазным революционером. С ненавистью относясь к официальной католической религии, главной целью которой было одурачивание простого 2 народа, Мадзини провозгласил новую религию: «бог — это народ!», учил он, «бог — это человечество и прогресс!» Бескорыстно служить тому, чтобы человечество становилось все более свободным, разумным, счастливым, — вот что значит, по Мадзини, быть религиозным. Видя Италию поруганной и порабощенной, он не покладая рук работал и пером и как простой солдат в походах против австрийцев, чтобы воскресить ее: единая народная Италия, по мысли Мадзини, должна была стать орудием демократизации всего мира. Патриотизм, страстный патриотизм Мадзини не имел в себе ни капли человеконенавистнической исключительности 3 ; он с восторгом проповедовал «Молодую Италию» во имя грядущего освобождения всего человечества от цепей окаменелой религии и тирании королевско–помещичьих шаек. Гуманист, патриот и республиканец, мечтавший о единой Италии, — свободной, демократической, республиканской, — Мадзини любил и рабочий народ, он предсказывал социальную революцию и проповедовал замену капиталистического строя кооперацией трудовою. Но кооперация эта представлялась ему союзом мелких собственников. Он не мог постичь идеала социалистов, он не соглашался также с теорией борьбы классов: стоя на почве мелкобуржуазной 4, он все классы призывал к мирному сотрудничеству, если он и горел против кого–нибудь враждою, — то лишь против изуверов и тиранов старого, добуржуазного порядка.

1 Было: корольков

2 В тексте, переписанном Воровским: широких масс народа

3 У Воровского далее: или шовинизма.

4 У Воровского: мелкобуржуазной идеологии.

Всю жизнь он был гоним, годами сиживал в тюрьмах по приказу различнейших правительств 1. Но если его религия свободного человечества 2, его глубокий и непримиримый демократизм были и остаются ненавистны хищной буржуазии и современным властям предержащим, то одна сторона его теории и его деятельности признана ими: это единство Италии. Трудами Мадзини, Гарибальди и других героев демократии Савойский дом и буржуазия создали современную Италию — эту разбойничью компанию биржевиков, торгашей, фабрикантов и бандитов–генералов, компанию для высасывания соков из итальянского народа. Словно издеваясь над народом и тенями его героев, современная монархия воздвигает рядом со статуями развратного и недалекого Виктора–Эммануила статуи Гарибальди и Мадзини! И в день столетия рождения Мадзини — человека, приговоренного в свое время к смертной казни, — буржуазно–королевское правительство и королевско–буржуазная палата лицемерно чествовали мученика–демократа. При помощи всяких ухищрений и софизмов ораторы–плутократы доказывали, что Мадзини был бы страшно доволен нынешней Италией, если бы встал из гроба. Профессор Натан, произнесший официальную речь в присутствии короля, как самый подлый льстец, воскликнул: «Увидев добродетель и справедливость нашего короля, Мадзини склонился бы перед волей нации, отвергшей республику и провозгласившей монархию!»

1 В тексте, переписанном Воровским, эта фраза дополнена: «…наконец был приговорен к смертной казни и казнен заочно (in effigie — в изображении)», а к этой фразе сделано следующее примечание: «и нашим т. наз. „демократам" можно было бы многому поучиться у таких действительных демократов, искренних и честных, как Джузеппе Мадзини, у которых философский и религиозный идеализм был неразрывно связан с идеализмом политическим. У наших же доморощенных „демократов" пышные фразы являются лишь ширмочкой для политического маклерства. И мы ждем, что в № 73 „Освобождения", наряду с данными спроса и предложения на конституционной бирже, будет напечатана восторженная статья, посвященная памяти великого борца за демократию».

2 Слова «его ∞ человечества» отсутствуют в тексте Воровского.

И в то время как разодетая буржуазия и позолоченные генералы вяло рукоплескали тупым софизмам придворного ритора, десятитысячная толпа стройно шла по улицам Рима с социалистическими и республиканскими знаменами. Там чествовали Мадзини за то, что из его пламенной агитации буржуазии удалось вырастить гнилой плод — торгаше скую монархию, здесь чествовали в нем бесстрашного рыцаря свободы, верившего в народ и бившегося за его права. И господа министры, записавшиеся в ученики «великого объединителя», окружили тот народ, в котором Мадзини видел нечто божественное, стальной кавалерией и пехотой: сотни полицейских ждали, когда рассеянные в толпе провокаторы дадут повод к избиению. И повод этот был найден! В зале парламента министр Фортил восклицал: «Чествуя Мадзини, мы показываем народу, что мы с ним!» В это время поднимались и опускались на улице кулаки разъяренных городовых и сабли драгунов, была раздавлена женщина и изранено множество людей.

Так праздновала буржуазия Рима столетие последнего великого демократа.

Comments