Содержание
От составителей И. А. Сац, А. Ф. Ермаков (стр. 5)
Предисловие И. А. Сац (стр. 7)
Памяти друга Мих. Лифшиц (стр. 47)
Осенний салон в Париже (стр. 51)
Философские поэмы в красках и мраморе. (Письма из Италии)
Вместо вступления (стр. 71)
Богоносцы (стр. 73)
Campo Santo в Пизе. Триумф смерти (стр. 76)
Campo Santo в Пизе. Вавилонская башня (стр. 81)
Мадонна и Венера. (Параллели) (стр. 92)
Герои дела в раздумье (стр. 97)
Тициан и порнография (стр. 108)
Примитивы и декаденты (стр. 118)
Разговор перед архаическими скульптурами (стр. 124)
«Magnificat» (стр. 128)
Бронзы Помпеи и Геркуланума (стр. 135)
Бронзы Геркуланума (стр. 139)
Античные портреты (стр. 145)
Шедевры новой папской пинакотеки (стр. 149)
Художественная выставка в Риме (стр. 156)
Торвальдсен (стр. 161)
Салон независимых (стр. 167)
Салоны (стр. 173)
Перед лицом океана (стр. 180)
Салон юмористов (стр. 186)
Весенние салоны (стр. 191)
Десятый осенний салон в Париже (стр. 196)
По выставкам. (Письмо из Парижа) (стр. 201)
Салон французских артистов (стр. 208)
Молодая французская живопись. (Парижские письма) (стр. 211)
- Импрессионизм (стр. 212)
- Дальнейшее развитие субъективизма в живописи (стр. 214)
- Реакция против субъективизма в искусстве (стр. 220)
- Кубизм (стр. 225)
- Футуризм (стр. 230)
Эволюция скульптуры (стр. 232)
Сверхскульптор и сверхпоэт (стр. 238)
Выставка картин Сезанна (стр. 241)
У скульптора (стр. 243)
Мастер проституток (стр. 249)
Ориенталисты (стр. 253)
Тридцатый салон независимых артистов (стр. 254)
Гегемония Франции (стр. 259)
Пути искусства (стр. 263)
Стиль барокко (стр. 267)
По поводу новой итальянской живописи (стр. 269)
Вильгельм Гаузенштейн (стр. 276)
- Современное искусство (стр. 279)
Искусство и его новейшие формы (стр. 289)
Германская Художественная выставка (стр. 319)
«Искусство в опасности» (стр. 333)
Выставка революционного искусства Запада (стр. 342)
Путевые очерки (стр. 346)
«Новейший стиль» (В Салоне декоративных искусств) (стр. 346)
Выставка четырех. Картины Пикассо (стр. 349)
Выставка четырех. Дерен (стр. 351)
Выставка четырех. Леже и Мари Лорансен (стр. 354)
Салоны живописи и скульптуры (стр. 357)
Выставка индивидуальных художников (стр. 365)
К юбилею Кэте Кольвиц (стр. 369)
Парижские письма. О французской живописи. Утрилло и Боннар. (стр. 371)
Парижское искусство на Пречистенке (стр. 374)
Франс Мазерель (стр. 382)
Столица живописи (Письма из Голландии) (стр. 385)
Рембрандт Ван Рейн (стр. 387)
Живописец счастья (У полотен Ренуара) (стр. 390)
Приложения
Приложение 2 (к статьям «Мадонна и Венера» и «Magnificat») (стр. 425)
Приложение 3 (к статье «Искусство и его новейшие формы») (стр. 428)
Приложение 4 (к статье «Искусство и его новейшие формы»)
Приложение 5 (к статье «Выставка революционного искусства Запада») (стр. 451)
Приложение 6 (к статье «Путевые очерки. Выставка четырех») (стр. 453)
Указатель имен художников (стр. 456)
Об искусстве. В двух томах: том 1
Составление сборника, подготовка текста к печати и примечания
И. А. Саца и А. Ф. Ермакова
Предисловие И. А. Саца
Издательство «Искусство»
Москва, 1982 г.
Первый том двухтомного издания работ Луначарского (1875–1933), первого наркома просвещения, искусствоведа и критика, посвящен западному искусству. Автор анализирует художественную жизнь Франции, Германии, Италии последних десятилетий XIX в. и первых трех десятилетий XX в., рассказывает о сокровищах изобразительного искусства прошлых веков, находящихся в музеях Италии, Франции и Голландии. Некоторые работы Луначарского, в том числе большой цикл «Философские поэмы в красках и мраморе», печатавшиеся в журналах и газетах, впервые собраны в книге.