Я надеюсь, товарищи, что вы меня извините, что я дерзнул выступить в Коммунистической Академии. Прежде всего, мне думается, что этот вопрос совершенно бесспорный, что Есенин и есенинщина — 2 вещи совершенно различные. Что я подразумеваю под есенинщиной? Это такое настроение, когда часть молодежи отрывается от коллектива, замыкается в свою собственную жизнь, и отсюда уже идет все остальное. Так вот, товарищи, если исходить из такого определения, то посмотрите, есть в рабочей молодежи такие настроения или нет? Мое мнение такое, что тут надо отличать: есть у нас упадочные настроения, есть у нас больные стороны, есть у нас хулиганство, есть уголовщина. Это три вещи совершенно разные. Возьмем прошлый год, была заметка, не заметка, а статья в «Комсомольской Правде», когда там писали такую штуку, что группа в 8 человек очень увлеклась этой есенинщиной. Начали читать Есенина, потом дошли до того, что решили покончить жизнь самоубийством, но не покончили. Так вот, товарищи, если мы посмотрим на рабочую молодежь, то надо прямо оказать, что таких упадочнических настроений среди рабочей молодежи нет. Здесь есть больные стороны, которые заключаются в плохом материальном положении. Позвольте остановиться на том вопросе который я считаю больной стороной в рабочей массе. У нас есть ребята, которые зарабатывают прилично и они уже, если можно так выразиться, становятся на путь «пижонства». Пижонство состоит в «цыганочке» знаменитой, которая существует и очень распространена сейчас в рабочих клубах и вообще среди рабочей молодежи. Но все–таки это не есть есенинщина. Это больная сторона. Больная сторона показывает то, что культурный охват молодежи еще слаб. Но, конечно, надо сказать, по моему, Карл Радек, конечно, с ним очень опасно спорить, он по моему не прав, когда говорит, что большинство рабочей молодежи охвачено этим настроением. Товарищи, достаточно следующего примера. Мы все работаем 6 часов сейчас на производстве, а я скажу, что у нас большинство рабочих находится 8 часов на производстве, потому что они хотят поднять свою квалификацию. Это везде. Я скажу, что ребята вместо того чтобы работать 6 часов, сидят 8 часов. Они на этой работе учатся. Надо подчеркнуть, что рабочая молодежь осознала, что квалификация играет огромную роль, что прежде всего надо поднимать квалификацию, чтобы поднять наше хозяйство.
Теперь далее. Надо сказать, что комсомол безусловно является передовой частью молодежи и в особенности в среде рабочего класса. Поэтому больные стороны, которые существуют у комсомола, должны отразиться и на всей крестьянской массе. Правильно сказал Карл Радек. что много у нас собраний, что мы не можем распределять наше время, что у нас бывает очень сухая повестка дня. Нельзя же, чтобы все сразу было. Товарищи, разве VII с'езд комсомола этого не отмечал, что у нас содержание и формы работы не соответствуют друг другу? Я думаю, что мы к этому приступаем сейчас. Возьмите нашу ячейку. Там ставились доклады о расширении нашего МОГЭСА. Приняли ребята участие в этом? Приняли.
Ставили вопрос о международном положении? Был какой–то докладчик из райкома. Наши ребята плохо принимали участие. Почему? Не потому, что их не интересует международное положение, а потому, что было сухо. Это показывает, чего наши ребята хотят и что у нас имеется.
Я теперь еще хотел сказать относительно учебы. Я скажу, что тяга к учебе огромная среди рабочей молодежи. Достаточно показать цифры рабфаков и т. д. Я скажу, что ребята занимаются самообразованием в огромном размере. Приходится совершать сплошь и рядом путешествия. Приходишь в раздевалку, постоишь, постоишь и пойдешь опять в Толстовскую библиотеку. Многие ребята занимаются самообразованием. Жилищные условия не позволяют, но все–таки у ребят определенное стремлекие к учебе. Этого никто отрицать не будет среди рабочей молодежи.
Так вот, товарищи, я много не буду говорить. Я хотел только подчеркнуть, что есенинщина, те упадочнические настроения, которые имеются среди учащейся молодежи, составляющие зло всей учащейся молодежи — это одно, а те больные стороны, которые имеются у рабочей молодежи, они коренным образом отличаются от упадочнических настроений, от есенинщины, от уголовщины и хулиганства. Это совсем другое дело. Лишь небольшая часть рабочей молодежи в силу плохих материальных условий, в силу плохого культурного охвата пошла и стала на этот путь, этим страдает. Но в большинстве рабочей молодежи есенинщины нет.