Философия, политика, искусство, просвещение

Из октябрьских воспоминаний

Всегда бывает очень страшно припомнить что–нибудь из бесед с Владимиром Ильичем не для себя лично, а для опубликования. Все–таки не обладаешь такой живой памятью, чтобы каждое слово, которому, может быть, в то время не придавал максимального значения, запечатлелось в мозгу, как врезанная в камень надпись, на десятки лет, а между тем ссылаться на то, что оно сказано великим умом, допуская возможность какого–нибудь искажения, очень жутко.

Однако мне хотелось бы в одиннадцатую годовщину Октября, роясь в воспоминаниях, которые кружатся вокруг этой яркой точки жизни каждого революционера–большевика, отыскать и по возможности уточнить то, что приходилось слышать в те гигантские дни от великого вождя.

Это было в день составления первого Совнаркома. Мне сказали, что ЦК партии, подбирая состав правительства, решил доверить мне Народный комиссариат по просвещению. Новость была волнующая, даже пугающая той громадной ответственностью, которая возлагалась, таким образом, на мои плечи.

Значительно позднее я совершенно случайно (все мы были в то время завалены всяческой работой), опять–таки в коридорах Смольного, встретил самого Владимира Ильича. Он с очень серьезным лицом поманил меня к себе:

«Надо мне вам сказать два слова, Анатолий Васильевич. Ну, давать вам всякого рода инструкции по части ваших новых обязанностей я сейчас не имею времени, да и не могу сказать, чтобы у меня была какая–нибудь совершенно продуманная система мыслей относительно первых шагов революции в просвещенском деле. Ясно, что очень много придется совсем перевернуть, перекроить, пустить по новым путям. Я думаю, вам обязательно нужно серьезно переговорить с Надеждой Константиновной. Она будет вам помогать. Она много думала над этими вопросами и, мне кажется, наметила правильную линию… Что касается высшей школы, то здесь должен большую помощь оказать Михаил Николаевич Покровский. Но со всеми реформами нужно быть, по–моему, очень осторожным. Дело крайне сложное. Ясно одно: всемерно надо позаботиться о расширении доступа в высшие учебные заведения широким массам, прежде всего пролетарской молодежи. По видимому, с известной осторожностью, конечно, надо будет использовать научные силы для того, что англичане называют «University extension».1

Большое значение я придаю библиотекам. Вы должны над этим делом поработать сами. Созовите библиотековедов. В Америке делается очень много хорошего по этой части. Книга — огромная сила. Тяга к ней в результате революции очень увеличится. Надо обеспечить читателя и большими читальными залами, и подвижностью книги, которая должна сама доходить до читателя. Придется использовать для этого и почту, устроить всякого рода формы передвижки. На всю громаду нашего народа, в котором количество грамотных станет расти, у нас, вероятно, станет не хватать книг, и если не сделать книгу летучей и не увеличить во много раз ее обращение; то у нас будет книжный голод.

Я надеюсь, что в скором времени найду момент, чтобы с вами еще об этом поговорить и чтобы вас спросить о том, какие перед вами определяются планы работы и каких вы можете привлечь людей. Сейчас вы сами знаете, какое время: даже для самого важного дела можно найти, да и то с трудом, какой–нибудь десяток минут. Желаю вам успеха. Первая победа одержана, но если мы не одержим еще вслед за этим целого ряда побед, то худо будет. Борьба, конечно, не окончилась, а только еще находится в самом, самом начале».

Владимир Ильич крепко пожал мне руку и своей уверенной, быстрой походкой пошел в какой–то из многочисленных тогда кабинетов, где роились и строились новые мысли и новая воля только что родившегося пролетарского государства.

Я передал первую мою беседу с Владимиром Ильичем о народном просвещении в форме прямой речи из его уст. Это не значит, повторяю, что в моей памяти все это было отпечатано и что я передаю слова Владимира Ильича, как хороший граммофон. Нет, к великому моему сожалению, но я старался воссоздать эти слова с предельной для моей памяти точностью. Насколько я представляю себе, я ни одного сколько–нибудь существенного слова не упустил и, уж конечно, не прибавил.

[1928]


  1. Публичные. лекции, организуемые университетом (англ.). — Ред.
Впервые опубликовано:
Публикуется по редакции

Внимание! На сайте есть более полная версия этой статьи.


Автор:


Запись в библиографии № 2853:

Из октябрьских воспоминаний. — «Веч. Москва», 1928, 6 ноября, с. 2.

  • Воспоминания о беседе с В. И. Лениным о задачах народного просвещения.
  • То же. — «Красная газ.», 1928, 7 ноября, с. 5;
  • в кн.: Луначарский А. В. О Владимире Ильиче. М., 1933, с. 27–29.
  • То же, с сокр. — В кн.: Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. М., 1956, с. 548–549.
  • То же. — В кн.: А. В. Луначарский о народном образовании. М., 1958, с. 17–18;
  • Луначарский А. В. Рассказы о Ленине. М., 1959, с. 21–23;
  • Луначарский А. В. Ленин и народное образование. М., 1960, с. 9–11.
  • То же, с незначит. сокр., под загл.: Из рассказов о Ленине. — «Учительская газ.», 1960, 12 янв., с. 1.
  • То же. — В кн.: Луначарский А. В. Рассказы о Ленине. [Изд. 2–е]. М., 1966, с. 21–22;
  • Луначарский А. В. Воспоминания и впечатления. М., 1968, с. 175–177;
  • Луначарский А. В. Рассказы о Ленине. Изд. 3–е. М., 1968, с. 29–32;
  • изд. 4–е. М., 1971, с. 29–32.

Поделиться статьёй с друзьями: