Философия, политика, искусство, просвещение

Трансформация философского понимания космизма в России в XX в.

Феномен русского космизма по сей день является дискуссионным. Космизм оценивают и как элемент русской идеи, устремленной к высшему бытию — Царствию Божию на земле, и как идеологический конструкт, за которым кроются эзотерические учения о бессмертии и воскрешении. Ключевую роль в понимании космизма может сыграть историко-философская ретроспектива этого понятия. Важно уточнить, в какое время и при каких обстоятельствах возник термин космизм, концептуально объединивший разнообразные учения, и главное — что именно отразила в себе концепция русского космизма, возникшая в России во второй половине XX века.

Есть несколько версий происхождения термина русский космизм (один из перечней привел А. П. Огурцов [Огурцов web 2008]). Однако наиболее правдоподобной нам кажется версия первого употребления термина Р. А. Гальцевой в 5 томе «Философской энциклопедии» 1970 г. в статье о В. И. Вернадском [Гальцева 1970]. Об этом говорит свидетель тех событий Н. К. Гаврюшин в статье «А был ли русский космизм?» [Гаврюшин 1993]. Эту версию подтвердила и сама Р. А. Гальцева в телефонном интервью.

Рассмотрим теперь происхождение термина космизм. Исследователь из Санкт-Петербурга Н. В. Козловская обнаружила первое письменное упоминание этого термина в русском языке в работе «Религия и социализм» А. В. Луначарского [Луначарский web 1911]. Она отмечает, что «А. В. Луначарский не использует традиционные приемы раскрытия значения нового термина (истолковывающий контекст, дефиниция, синонимы, аналоги, этимологизация), следовательно, термин и обозначаемое им понятие не являются новыми», а также: «Другое свидетельство зрелости термина космизм — его системность, которая подтверждается текстовой парадигматикой. Слово <…> является членом терминологических оппозиций антропологизм — космизм, антропоцентризм — космизм» [Козловская 2020, 61].

Термин космизм к началу XX века уже укоренен в философском лексиконе и обладает определенной дефиницией. Однако эта дефиниция значительно отличается от современной. Так, анализируя работу А. В. Луначарского, можно заключить, что для него космизм — это антропологическое учение модерна, основанное на античном понимании космоса (неслучайно речь о космизме ведется в главе «Тенденции эллинизма»), астрономических теориях XVIII-XIX вв. и спиритуалистических учениях (в т. ч. Теософии). А. В. Луначарский считает, что космистам свойственно представление, что «бог — это сам закон природы», космос же — это живая разумная материя [Луначарский web 1911].

Космисты, по мнению Луначарского, созерцатели гармонии космоса, которой стремятся подчинить негармоничность человека. А. В. Луначарский ссылается на Платона: «индивид не смеет роптать на выпавшую ему долю, ибо не целое для части, а часть для целого». Космисты онтологически пассивны: «отсутствие бунта, как в общественных так и в космических идеалах, покорный (выделено А. В. Луначарским — Д. Б.) человек, добровольно склонившийся… Таков дух космизма» [Луначарский web 1911].

Очевидно, речь идет о космизме с античным пониманием космоса как предустановленной гармонии. На гармонию не имеет смысла воздействовать, ибо совершенство не нужно изменять — к нему следует стремиться. Отсюда и выводит антропологическая пассивность космистов, смирение с данным мироустройством, которые отмечает Луначарский. В названном аспекте, в отношении человека и космоса, понимание А. В. Луначарским философии космизма отличается от современного. Последнее, опираясь на идеи Н. Ф. Федорова, А. К. Горского, Н. А. Сетницкого, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского и др., содержит призыв к изменению природного закона неумолимой смертности всего живого.

А. В. Луначарский относит к «красноречивым представителям позднейшего космизма» французского философа и писателя Э. Ренана, а также Э. Г. Геккеля (с его теорией монизма, возведенной в статус религии), К. Фламмариона (крупного астронома и спиритуалиста). Об Э. Ренане уже в XX в. писала крупнейший отечественный теоретик космизма С. Г. Семенова.

С. Г. Семенова демонстрировала на примере Ренана неизбежные перегибы, возникающие при перенесении теории эволюции на социальную жизнь. Идея эволюционизма о борьбе за существование как двигателе прогресса, как показывает С. Г. Семенова, способствует появлению социал-дарвинизма, основанного на антропофагии и взаимном вытеснении. С. Г. Семенова противопоставляет космизму Ренана представления В. И. Вернадского об одновременной восходящей эволюции всех биологических существ, включая и человека, для которого развитие — это формирование личности. Социальная одновременность эволюции проявляется в общественной солидарности, единстве личности и социума. С. Г. Семенова приводит слова Вернадского: «Геологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей — Homo sapiens и его геологических предков Synanthropus и др. <…> Нельзя безнаказанно идти против принципа единства всех людей как закона природы» (Цит. по: [Семенова 1993, 11]). Наиболее же ярко — и на это указывает С. Г. Семенова — идею единства личности и общества (солидарности) высказал Н. Ф. Федоров, для которого личность представляла высшую ценность и, следовательно, должна быть оберегаема и развиваема всеобщим творческим усилием [Семенова 1993, 11].

Семенова также развивала идеи активного христианства, где есть и «сверхиндивидуальный элемент религии», и активность человека, противопоставленная «покорному человеку» и любованию космосом, ведь, как говорил Н. Ф. Федоров, «мир дан не на поглядение, не миросозерцание — цель человека. Человек всегда считал возможным действие на мир, изменение его согласно своим желаниям» [Федоров 1995, 295]. Таким образом, космизм Ренана противоположен идеям русского космизма, в первую очередь, Н. Ф. Федорова и В. И. Вернадского. Вышеприведенный анализ свидетельствует об изменении в течение XX в. содержательного наполнения космизма с пассивно-наблюдательного подхода на активно-творческий. Это изменение отражает несомненное влияние отечественных мыслителей.

Литература

Гаврюшин 1993
— Гаврюшин Н. К. А был ли русский космизм? // Вопросы истории, естествознания и техники. М.: ИИЕТ РАН, 1993. №3 С. 104-105.
Гальцева 1970
— Гальцева Р. Вернадский // Философская энциклопедия. В 5 т. Т 5. М.: Сов. энцикл., 1970. С. 624-625.
Козловская 2020
— Козловская Н. В. Космизм: в поисках происхождения термина // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 1. С. 57-67.
Луначарский web 1911
— Луначарский А. В. Религия и социализм // http://lunacharsky.newgod.su/lib/religiya-i-socializm-t-1/tendencii-ehllinizma/
Огурцов web 2008
— Огурцов А. П. Русский космизм // https://vox-journal.org/content/vox4-11ogurcov.pdf
Семенова 1993
— Семенова С. Г. Русский космизм: антология философской мысли М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Федоров 1995
— Федоров Н. Ф. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1 / Сост., подготовка текста и коммент. А. Г. Гачевой и С. Г. Семеновой. М.: Прогресс, 1995.
Научная статья от
темы:

Автор:


Публикуется по: philhist.spbu.ru


Поделиться статьёй с друзьями: