А. В. Луначарский (1875–1933)
Крупнейший деятель большевистской партии, пропагандист и теоретик, Анатолий Васильевич Луначарский оказал особенно большое влияние на сложение советской культуры, на выработку принципов искусства нового общества. С самого начала своей деятельности не менее увлеченный искусством, чем политикой, он еще до революции стал виднейшим критиком и публицистом большевистского направления. Поразительна его эрудиция, необъятен диапазон его творчества. Политика и философия, литература и театр, изобразительное искусство и музыка, историческое прошлое отечественной и западноевропейской художественной культуры, как и самые злободневные вопросы художественном практики сегодняшнего дня — таков далеко не полный перечень вопросов, о которых он писал и в решении которых оставил свой след. А если прибавить сюда еще и ораторский талант, кипучую и разнообразную деятельность лектора, преподавателя высшей школы, увлекательного импровизатора и дискуссионера, если вспомнить, что Анатолий Васильевич был первым наркомом просвещения Советской республики, а к тому же еще и талантливым драматургом, то станет ясно, сколь важен был его вклад в борьбу за советскую культуру и как нужен был такой человек для партии в годы проведения ею культурной революции. Родился А. В. Луначарский в Полтаве, в семье чиновника, настроенного по тем временам радикально. Формирование взглядов А. В. Луначарского шло под влиянием русской революционно–демократической традиции. Одной из первых сознательно прочитанных им книг был «Капитал» Маркса. Семнадцати лет, в 1892 году А. В. Луначарский сделал окончательный жизненный выбор и вступил в социал–демократическую организацию.
В центре теоретических интересов А. В. Луначарского очень рано оказались эстетика и искусство. Уже в 1904 году он написал «Очерк позитивной эстетики» — работу, в которой попытался дать материалистическое объяснение художественного творчества и эстетического наслаждения, даваемого произведениями искусства. Однако философская позиция автора в этой работе слишком отвлеченна, больше опирается на биологические свойства человеческой природы, чем на конкретно–исторический, социальный и нравственный смысл искусства. Эти недостатки молодого теоретика восполняются, правда, в его критических выступлениях. «Борьба — вот задача искусства. Оно должно воспитывать боевые чувства и настроения» — таков основной принцип молодого критика, защищающего взгляды на искусство революционной партии. Одновременно он выступает против теории «искусства для искусства», против декадентства и мещанства, становится последовательным противником искусства, устремленного к «минусценностям жизненного упадка», «искусства печальности», «эгоистической лирики». А. В. Луначарского — критика и искусствоведа, отличает способность соединять острое эстетическое чутье, внимательное отношение к творческому своеобразию художников с принципиальной политической оценкой направленности их творчества. В письмах из Италии, которые он назвал «Философские поэмы в красках и мраморе», он дал яркие очерки об искусстве древнего Рима и итальянского Возрождения; в «Парижских письмах» он нарисовал художественную жизнь столицы Франции, воспевал жизнерадостное творчество импрессионистов.
Годы Столыпинской реакции тяжело отразились на А. В. Луначарском. Он увлекся философией Авенариуса, ударился в «богоискательство», стал одним из ревностных сторонников соединения марксизма с махизмом. Впрочем, Ленин, борясь против идеалистических увлечений А. В. Луначарского, писал М. Горькому о возможности отделить его от остальных махистов «на эстетике», продолжал видеть в нем «на редкость богато одаренную натуру».
И, действительно, с 1917 года А. В. Луначарский бесповоротно примыкает к большевикам. Возглавляя культурную политику молодого Советского государства, он исключительно много сделал для защиты и сбережения классического художественного наследия, разрушить которое тогда призывали многие. Он поощрял художественно–просветительную деятельность в массах и поддерживал реалистические традиции в искусстве. Одновременно он старался использовать для целей революции поиски «левых» художников, подчеркивая «молодость» их искусства, говоря, что «молодость революционна». Однако он от имени Советского государства выступил против левацких загибов Пролеткульта. В сложные, переломные годы А. В. Луначарский чрезвычайно много сделал для привлечения старой художественной интеллигенции к делу строительства новой культуры, для воспитания молодых советских художников. Он умел относиться к ним бережно, но, не отступая при этом от коммунистических принципов.
Последние годы своей жизни А. В. Луначарский много работал над пересмотром и уточнением своих эстетических позиций. Наиболее значительное из его исследований этого времени — «Ленин и литературоведение», первая работа на эту тему.
Умер А. В. Луначарский 26 декабря 1933 года в Ментоне (Южная Франция), будучи первым полномочным послом СССР в Испании. Его прах покоится на Красной площади.