Полтавский мечтатель

Кость БОНДАРЕНКО, специально для «Профиля»

№43 (161-162), 06.11.2010

Об авторе из Википедии

Константин Петрович Бондаренко, Кость Бондаренко

Кон­стан­тин Пет­ро­вич Бон­да­рен­ко (ро­дил­ся 2 мая 1969 в по­сёл­ке По­гре­би­ще, Вин­ниц­кая об­ласть, УССР) — укра­ин­ский по­ли­то­лог, ис­то­рик. Кан­ди­дат ис­то­ри­че­ских на­ук. Член Гу­ма­ни­тар­но­го Со­ве­та при Пре­зи­ден­те Укра­и­ны (со 2 ап­ре­ля 2010 го­да). Пред­се­да­тель прав­ле­ния Ин­сти­ту­та укра­ин­ской по­ли­ти­ки (с 2011 го­да). До мая 2010 го­да - ди­рек­тор Ки­ев­ско­го ин­сти­ту­та про­блем управ­ле­ния име­ни Гор­ше­ни­на, шеф-ре­дак­тор га­зе­ты «Ле­вый бе­рег". В мае 2010- сен­тяб­ре 2011 гг. - за­ме­сти­тель пред­се­да­те­ля пар­тии "Силь­ная Укра­и­на".

Вос­пи­ты­вал­ся в се­мье пре­по­да­ва­те­лей. В воз­расте 8 ме­ся­цев был пе­ре­ве­зён ро­ди­те­ля­ми в Ка­зах­стан, где про­жил до 8 лет. Окон­чил Па­лан­скую сред­нюю шко­лу (се­ло Па­лан­ка Уман­ско­го рай­о­на Чер­кас­ской об­ла­сти)с Зо­ло­той ме­да­лью. В 1986 го­ду стал ла­у­ре­а­том Рес­пуб­ли­кан­ской ли­те­ра­тур­ной пре­мии име­ни Пав­ла Ты­чи­ны "Сол­неч­ные клар­не­ты" за по­э­ти­че­ский пе­ре­вод "Сло­ва о пол­ку Иго­ре­ве" на укра­ин­ский язык. В том же го­ду по­сту­пил на ис­то­ри­че­ский фа­куль­тет Чер­но­виц­ко­го го­су­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та име­ни Ю.Федь­ко­ви­ча. По­сле пер­во­го кур­са был при­зван в ар­мию. Слу­жил в Со­вет­ской ар­мии в Тур­ке­стан­ском во­ен­ном окру­ге (стра­те­ги­че­ская авиа­ция). В 1989 го­ду - по воз­вра­ще­нии из ар­мии - вклю­чил­ся в об­ще­ствен­ную де­я­тель­ность. Был чле­ном На­род­но­го ру­ха Укра­и­ны, Укра­ин­ско­го Хель­синк­ско­го Со­ю­за, од­ним из ак­тив­ных участ­ни­ков сту­ден­че­ско­го дви­же­ния (Укра­ин­ский сту­ден­че­ский со­юз) и со­пред­се­да­те­лем Со­ю­за укра­ин­ской мо­ло­дё­жи Бу­ко­ви­ны. За уча­стие в не­санк­ци­о­ни­ро­ван­ном ми­тин­ге в ок­тяб­ре 1989 го­да под­вер­гал­ся аре­сту, что при­ве­ло к пер­вой в СССР сту­ден­че­ской за­ба­стов­ке, ини­ци­и­ро­ван­ной ком­со­моль­ской ор­га­ни­за­ци­ей и ру­ко­вод­ством Чер­но­виц­ко­го уни­вер­си­те­та. В ре­зуль­та­те 3-хднев­ной за­ба­стов­ки вла­сти от­ме­ни­ли преж­нее ре­ше­ние об аре­сте К.Бон­да­рен­ко, С.Сол­ту­са и В.Ста­ри­ка. В 1990 го­ду пе­ре­ехал во Львов. В 1994 го­ду окон­чил ис­то­ри­че­ский фа­куль­тет Львов­ско­го го­су­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та име­ни Ива­на Фран­ко, спе­ци­аль­ность — ис­то­рия меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний. Во вре­мя учё­бы на­чал ра­бо­тать - на про­тя­же­нии ди­л­тель­но­го вре­ме­ни со­труд­ни­чал со Львов­ский от­де­ле­ни­ем Ин­сти­ту­та укра­ин­ской ар­хео­гра­фии и ис­точ­ни­ко­ве­де­ния име­ни М.Гру­шев­ско­го НАН Укра­и­ны (под ру­ко­вод­ством про­фес­со­ра Яро­сла­ва Даш­ке­ви­ча), ра­бо­тал в ар­хи­вах Льво­ва, Ки­е­ва, Мин­ска, Моск­вы и Вар­ша­вы, глав­ная те­ма ис­сле­до­ва­ний - де­я­тель­ность на­ци­о­на­ли­сти­че­ских ор­га­ни­за­ций в 20 - 40-х го­дах XX ве­ка. В мар­те 1997 го­да за­щи­тил дис­сер­та­цию «Діяльність Ор­ганізації українсь­ких націоналістів на­пе­ре­додні та під час Дру­гої світо­вої війни (1938—1945): війсь­ко­вий та політич­ний ас­пек­ти»; име­ет сте­пень кан­ди­да­та ис­то­ри­че­ских на­ук. По­сле окон­ча­ния уни­вер­си­те­та пре­по­да­вал во Львов­ской по­ли­тех­ни­ке.

Ру­ко­во­дил от­де­лом по­ли­ти­ки львов­ской га­зе­ты «По­ступ». Как жур­на­лист со­труд­ни­чал с га­зе­та­ми «Зер­ка­ло не­де­ли», «Фак­ты и ком­мен­та­рии», «Ки­ев­ский те­ле­граф», ин­тер­нет-из­да­ни­я­ми «Укра­ин­ская прав­да», «Обо­зре­ва­тель» и дру­ги­ми. Был ав­то­ром и ве­ду­щим про­грам­мы на «Об­ще­ствен­ном ра­дио». Ав­тор ста­тей в пе­ри­о­ди­ке и око­ло 50 на­уч­ных ра­бот.

Ав­тор книг «Ат­лан­ты и ка­ри­а­ти­ды из-под "кры­ши" пре­зи­ден­та» (2000) о Лео­ни­де Куч­ме и его окру­же­нии, "Си­сте­ма БЮТ или Блок Ющен­ко-Ти­мо­шен­ко" (2004), "Лео­нид Куч­ма: порт­рет на фо­не эпо­хи" (2007), "Про­филь­ные укра­ин­цы" (т.1) (2007), "Лео­нид Куч­ма" (2009).

Имя Анатолия Луначарского вряд ли воспринимается в контексте украинской истории. Между тем смею предположить, что он стал одним из наиболее видных уроженцев Украины, повлиявших на мировые процессы и на становление советской культуры, образования, философии. Будучи талантливым философом и писателем, представителем литературы Серебряного века, метафизиком и лириком, он стал и одним из лидеров большевистской революции, поставившей своей целью построить новый мир. И Луначарский в меру своих возможностей стал единственным, кто пытался облагородить это строительство. По крайней мере, Луначарский был единственным олицетворением «большевизма с человеческим лицом». И начиналась его биография с Украины, которая всю жизнь подпитывала Луначарского духовно и интеллектуально.

Родился Анатолий Васильевич Луначарский в Полтаве 23 ноября 1875 года в семье действительного статского советника Василия Федоровича Луначарского и Александры Яковлевны Ростовцевой. Незадолго до рождения Анатолия разыгралась настоящая драма: Александра Яковлевна, имевшая длительный роман с нижегородским чиновником Александром Антоновым, забеременела. Однако в этот момент их отношения с возлюбленным прекратились. Уже беременная Александра Яковлевна вышла замуж за Василия Федоровича Луначарского, который признал новорожденного ребенка своим сыном и воспитывал его вместе с двумя сыновьями от первого брака – Михаилом (впоследствии – известным оперным певцом) и Платоном (киевским врачом-педиатром, основателем частной киевской детской больницы на 50 мест). Василий Луначарский и сам был незаконнорожденным сыном черниговского помещика Федора Чарнолусского и его экономки. Луначарский – это анаграмма, образованная от фамилии «Чарнолусский».

Детство Анатолия Луначарского прошло в Полтаве и Киеве – он активно постигал науки, а позже учился в Первой киевской гимназии – его одноклассником и гимназическим товарищем был философ Николай Бердяев. Именно здесь он знакомится с социал-демократическими идеями и с революционной средой. Хотя по своему складу ума Луначарский был склонен к поиску Истины, философствованиям и искусству. Он сходится с богемной средой – юный Луначарский пишет стихи и пьесы, философские трактаты, рассуждает о Мефистофеле и его месте в ницшеанском мире, в котором умирает Бог и торжествует Город. Атеизм Луначарского, о котором так много писалось в советские времена, не носил системного характера и проистекал скорее из увлечения творчеством Ницше, которого Анатолий Васильевич любил цитировать в оригинале. Скорее Луначарский был человеком нецерковным, чем атеистом по убеждениям.

Известно, что Луначарский владел украинским языком – он вообще был полиглотом и во время одного из заседаний Коминтерна начал свою речь на русском, плавно перешел на немецкий, далее – французский, испанский, английский и снова – на русский. Зал взорвался овациями. Но украинский и польский языки Луначарский знал – что называется – для себя, считая их родными и не отделяя от русского. Известны публицистические статьи Луначарского о творчестве Тараса Шевченко, его заметки о современной ему украинской культуре.

В самом начале ХХ века Луначарский оказался под идейным влиянием Александра Богданова – известного философа, врача, энциклопедиста и деятеля левого движения. «Тектология» Богданова критиковалась Лениным (позже отношения между Лениным и Богдановым переросли в откровенную вражду). Однако сегодня именно этот труд белорусского мыслителя (Богданов был белорусом по происхождению) считается основой современной кибернетики. Позже Богданов инициировал создание Социалистической академии, Пролеткульта и первого в СССР Института переливания крови (во время эксперимента с переливанием крови самому себе в 1928 году Богданов умер). Луначарский не только восхищался Богдановым – он женился на его юной сестре Анне…

В 1895 году Луначарский поступает в университет в Цюрихе. Он много читает, слушает лекции Рихарда Авенариуса и увлекается идеализмом, что в корне противоречило марксистским воззрениям. В Цюрихе Луначарский вступает в масонскую ложу и пытается постичь суть тайных знаний. В конце концов Луначарский перестает искать Бога – он становится атеистом (убежденным) и марксистом (сомневающимся). Его искания в сфере эмпириокритицизма (так критикуемого Лениным) приводят к написанию двухтомного труда «Социализм и религия». В конце 90-х Луначарский знакомится с Максимом Горьким, и они совместно разрабатывают новое направление в философии – богостроительство. Богостроительство было антихристианским учением, провозгласившим религию без Бога, – это течение стало апофеозом идеи Человекобожества. Богостроители призывали не искать «объективно не существующего» Бога, а построить Его из некой субстанции, из мощи коллектива.

Фактически Луначарский в этом вопросе пошел намного дальше Ленина (Владимир Ильич достаточно поверхностно разбирался в вопросах религии): он увидел в марксизме не веру в Бога, а веру без Бога – новое слово в общественной мысли. Впрочем, для юного Луначарского его швейцарский период был началом исканий: он вступает в социал-демократические кружки, знакомится с Плехановым, путешествует по Италии и Франции, пишет биографию Гарибальди (ставшего кумиром Луначарского).

В 1898 году Луначарский возвращается в Россию. В Москве он занимается подпольной деятельностью. В 1899-м его арестовали и сослали – сначала в Калугу (где Луначарский знакомится с Константином Циолковским и позже – после революции – открывает калужского самородка миру), а потом в Вологду и Тотьму. В 1903 году, вслед за расколом РСДРП, Луначарский после некоторых сомнений поддерживает большевиков и вступает в полемику с меньшевиками и Мартовым... Но уже в 1909-м Луначарский (к тому времени побывавший в тюрьме и бежавший за границу) расходится во взглядах с Лениным. Ленин достаточно жестко раскритиковал Луначарского в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Фактически до 1917 года Ленин и Луначарский общались эпизодически.

Это было очень напряженное время. Луначарский критиковал большевиков за участие в работе Государственной думы, позже выступал с пацифистских позиций в годы Первой мировой войны и не понимал тезис Ленина о необходимости превращения борьбы империалистической в войну гражданскую. Для Луначарского война была войной – страшным и античеловеческим явлением. Он все чаще появляется среди декадентствующих писателей, заводит дружбу с Габриэле д'Аннунцио и Маринетти (предтечами фашизма), посещает Метерлинка и принимает у себя в гостях Бальмонта, Белого, Андреева, Брюсова. Луначарский восхищается Блоком – есть мнение, что поэму «Двенадцать» Блок написал под влиянием Луначарского.

Февральская революция 1917 года потрясла Анатолия Васильевича. Он оставляет семью в Цюрихе и приезжает в Россию. Здесь включается в группу «межрайонцев», примиряется с Лениным и осенью 1917-го входит в руководство большевистской партии. В письмах жене он признавался, что не поддерживал идею вооруженного восстания, однако был вынужден с нею смириться.

После Октябрьского вооруженного восстания Луначарский входит в состав Совета народных комиссаров – в качестве комиссара просвещения. «Профессорский нарком», – именно так издевательски отзывались о нем недообразованные члены советского правительства, видевшие в Луначарском чужака. А Луначарский пафосно и с рвением выступал за новую культуру и общество новых людей. «Культура должна принадлежать массам», – до Ленина этот тезис выдвинул Луначарский.

Луначарский восстанавливает деятельность университетов. Луначарский окружает себя поэтами, писателями, профессорами, выбивая для них в голодные годы Гражданской войны дополнительные пайки и выписывая пропуска через фронт желающим покинуть страну. Луначарский вводит моду на сокращения («политпроп», «Совнарком» и т. д. – это новшества эпохи Луначарского). Вместе с новым миром он строит новый язык – на протяжении 12 лет Луначарский предлагал перевести русский и другие языки народов бывшей России на латиницу. Многих деятелей культуры Луначарский спас от смерти. Это не могло не вызвать раздражения в среде большевиков – за Анатолием Васильевичем закрепилась кличка «Барин». В то же время белоэмигранты тоже не жаловали Луначарского – например, Аркадий Аверченко высмеял его в «Дюжине ножей в спину революции». Хотя… Луначарский искренне считал, что с религией в Стране Советов необходимо покончить – и был одним из инициаторов разрушения храмов и передачи их имущества государству.

Лев Троцкий вспоминал: «Луначарский был незаменим в сношениях со старыми университетскими и вообще педагогическими кругами, которые убежденно ждали от «невежественных узурпаторов» полной ликвидации наук и искусств. Луначарский с увлечением и без труда показал этому замкнутому миру, что большевики не только уважают культуру, но и не чужды знакомства с ней. Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что ее без труда хватило бы на добрый десяток профессоров».

Известна публичная дискуссия Луначарского с митрополитом Антонием – о происхождении человека. Митрополит доказывал происхождение человека от Бога, Луначарский стоял на позициях дарвинизма. После продолжительных прений митрополит с лукавством отметил: «Хорошо, давайте будем считать, что я происхожу от Бога, а Анатолий Васильевич – от обезьяны». Луначарский тут же парировал: «С огромным удовольствием принимаю ваше предложение. Но заметьте: в моем случае прогресс очевиден, а в вашем – увы!»

Тогда же Луначарский выступил с тезисом о том, что человек может победить смерть только любовью. Позже Сталин, искренне ненавидевший Луначарского (хотя Анатолий Васильевич отвечал ему взаимностью), напишет на рукописи поэмы Горького «Девушка и смерть»: «Эта вещь посильнее, чем «Фауст» Гете. Любов (именно так, без мягкого знака. – К.Б.) побеждает смерть. И.Сталин».

В конце 20-х годов нарком Луначарский все больше оттирался в сторону. Он старался не принимать участие во внутрипартийных склоках и фракционной борьбе. Вместо этого много пишет – биографии выдающихся людей, литературную критику, начинает работу над Большой советской энциклопедией. Параллельно ведет обширную переписку со многими деятелями культуры.

Когда Николай Рерих пожелал переехать в Советский Союз, его остановил именно Луначарский. «Но почему? Я же разделяю убеждения большевиков!» – удивился Рерих. «Оно-то так, но, приехав в Советский Союз, вы перестанете быть философом и перестанете заниматься философскими изысканиями», – объяснил Луначарский. Точно так же он остановил многих талантливых писателей от попытки вернуться на Родину. Иных – того же Горького – Луначарский вернул из эмиграции…

Очень много странных и противоречивых сторон у одной личности. В советском правительстве он выглядел белой вороной. Его тяготила власть, и он стремился к творчеству. Наверное, поэтому его не воспринимали как возможного конкурента товарищи по политическому лагерю…

В начале 20-х Луначарский расторгает брак с Анной Александровной Богдановой. В это время в его жизни появилась новая пассия – актриса Наталья Розенель. Она была на 25 лет моложе Луначарского, ее брат Илья Сац был известным театральным режиссером, основателем театра юного зрителя. Но Луначарский влюбился – несмотря на людскую молву и предрассудки. Вскоре был заключен брак.

В 1929 году Луначарский уходит со своего наркомовского поста. Некоторое время он занимал второстепенные должности. Писал книги – именно в это время появляется его перевод «Фауста», а также очерки о Ленине. Возникла задумка написать монументальную книгу мемуаров о Вожде мирового пролетариата.

В 1933-м Луначарского назначают чрезвычайным и полномочным послом СССР в Испании – там как раз свергли режим диктатора Примо де Риверы, и к власти пришли левые – социалисты и анархисты во главе с Мигелем Асаньей. Испания виделась стратегическим партнером СССР в Европе. К тому времени Луначарской был морально подавлен: нелюбимый им Сталин сосредоточил в своих руках всю полноту власти. В родной Украине свирепствовал голод, забравший миллионы жизней земляков. Друг юности Николай Скрыпник покончил жизнь самоубийством…

Луначарский всю дорогу в Испанию работал над новой книгой о Гарибальди. Один из антигероев книги – король Виктор Эммануил, «усатый, пузатый карапуз с завышенными амбициями, злобный и мстительный интриган». При желании в этом образе можно узнать совсем другого человека…

26 декабря 1933 года в городке Ментона в 30 км от Ниццы Луначарскому стало плохо. Сердечный приступ сначала свалил его в постель, но к концу дня сердце великого мечтателя остановилось. Его тело было кремировано, а прах захоронен в Кремлевской стене. Троцкий в самом начале 1934 года, узнав о смерти Луначарского, написал: «Не только друг, но и честный противник не откажет в уважении его тени».

Так закончилась жизнь великого человека, увидевшего свет в Полтаве и ставшего впоследствии строителем новой культуры, нового мира и нового человека. Он искренне верил в святость своего дела и заслуживает того, чтобы о нем помнили – даже несмотря на все допущенные им ошибки и просчеты.

И – как венок великому сыну Украины – стихотворение Валерия Брюсова, посвященное Луначарскому за 10 лет до смерти «профессорского наркома»:

В дни победы, где в вихре жестоком

Все былое могло потонуть,

Усмотрел ты провидящим оком

Над развалом зиждительный путь.

Пусть пьянил победителей смелых

Разрушений божественный хмель,

Ты провидел, в далеких пределах,

За смятеньем, конечную цель.

Стоя первым в ряду озаренном

Молодых созидателей, ты

Указал им в былом, осужденном,

Дорогие навеки черты.

В ослеплении поднятый молот

Ты любовной рукой удержал,

И кумир Бельведерский, расколот,

Не повергнут на свой пьедестал.

Ты широко вскрываешь ворота

Всем, в ком трепет надежд не погиб, –

Чтоб они для великой работы

С сонмом радостным слиться могли б,

Чтоб под черными громами, в самой

Буре мира – века охранить,

И вселенского нового храма

Адамантовый цоколь сложить.

Comments