Философия, политика, искусство, просвещение

Заключение

Предпринятое в данной работе краткое освещение основных вех жизненного пути Луначарского свидетельствует о том, что жизнь его была наполнена богатой революционно–практической и идейно–теоретической деятельностью. Эта деятельность была успешной и плодотворной, когда она была подчинена решению задач партии по подготовке и свершению социалистической революции и последующему строительству социализма в нашей стране.

Луначарский, как теоретик–марксист, сыграл немалую роль в пропаганде, защите и развитии многих вопросов марксистско–ленинской теории. Еще в дооктябрьский период (при всех своих ошибках и заблуждениях по ряду философских вопросов) Луначарский стремился рассматривать с позиций марксизма ряд проблем социологии, эстетики и культуры применительно к задачам классовой борьбы пролетариата. В это время его заслуги связаны с защитой большевизма (в период совместной деятельности с Лениным) — того единственного идейно–политического течения, которое применяет и творчески развивает марксизм в новых исторических условиях.

Самый плодотворный и значительный период деятельности Луначарского начинается после Великой Октябрьской социалистической революции, когда он изживает свои прежние философские заблуждения и все свои силы отдает служению делу партии, делу социализма. Именно на это время приходится расцвет его идейно–теоретической и практической деятельности в области строительства социалистической культуры. В послеоктябрьский период Луначарский выступил зрелым марксистским теоретиком, занимавшимся проблемами культуры, педагогики, искусства и литературы, философии, морали, личности, коммунистического воспитания, научного атеизма, социалистического образа жизни и др. В советские годы Луначарский неустанно пропагандировал и защищал идеи ленинизма, рассматривая их как новый этап в историческом развитии марксизма. Он последовательно отстаивал чистоту марксистско–ленинской теории и активно вел напряженную борьбу с явными и скрытыми ее противниками.

Энциклопедические знания, двенадцатилетняя деятельность на посту наркома просвещения дали возможность Луначарскому встать в число тех первых теоретиков социалистической идеологии и культуры в нашей стране, которым пришлось выступать «на почти невозделанном поле», непосредственно участвовать в руководстве строительством социалистической системы образования, науки и искусства, коммунистическим воспитанием трудящихся. Характерным для Луначарского является то, что он не был кабинетным мыслителем, а принимал самое непосредственное практическое участие в проведении идей Ленина и партийной линии в деле создания нового общества в нашей стране.

Обращение к наследию Луначарского представляет для нас сегодня не только исторический интерес. Многие его работы, выдержав строгую проверку временем, и ныне продолжают успешно служить теории и практике коммунистического строительства, делу борьбы с современной буржуазной идеологией. В этом причина постоянного интереса к идейно–теоретическому наследию А. В. Луначарского.

от

Автор:


Поделиться статьёй с друзьями: