Философия, политика, искусство, просвещение

Введение

«На редкость богато одаренная натура.»

В. И. Ленин

«Этот человек не только знает все и не только талантлив — этот человек любое партийное поручение выполнит и выполнит превосходно.»

В. И. Ленин

«Марксизм–ленинизм — единая и целостная система взглядов, миросозерцание и миропознание пролетариата как класса…

Марксизм–ленинизм является одновременно и философской картиной природы и общества, и теорией познания, общим методом научного исследования, и в то же время системой руководящих принципов, лежащих в основе программы пролетариата, стратегии и тактики низвержения капитализма и построения пролетариатом нового, социалистического общества.»

А. В. Луначарский

Изучение исторического пути, пройденного нашей партией, советским народом, составляет одно из важнейших направлений научно–исследовательской деятельности советских обществоведов. Составной частью этого изучения является освещение теоретической и практической деятельности видных представителей Коммунистической партии и Советского государства, ближайших соратников В. И. Ленина.

А. В. Луначарский — пламенный революционер, мыслитель–марксист, видный теоретик и практик социалистической культуры, крупный деятель Коммунистической партии и Советского государства, вся жизнь которого была отдана делу служения пролетарской революции, великому делу строительства социализма в нашей стране. Хотя, как отмечается исследователями творчества Луначарского, к настоящему времени сделано немало для изучения его большой и разнообразной идейно–теоретической и практической деятельности, она еще не получила всестороннего освещения в нашей литературе (122, 4).* В трактовке теоретического наследия Луначарского были случаи схематического и упрощенного подхода, о чем говорилось в свое время в редакционной статье журнала «Коммунист» (12).

* Здесь и далее в круглых скобках вначале дается порядковый номер источника в списке литературы, помещенном в конце книги, затем курсивом — номер тома, если издание многотомное, и далее — страницы; номера страниц отделяются точкой с запятой; номера источников — точкой (Ред.).

Творческое наследие Луначарского огромно. Поражает уже само разнообразие его интересов, широта тематики, количество работ. Полная библиография трудов Луначарского включает около 4300 названий (см. 18). Произведения мыслителя переведены на 72 языка мира. Луначарский признан как видный представитель культуры, теоретик и историк искусства и литературы, эстетики и художественной критики, как педагог, атеист, дипломат, политический и государственный деятель. В каждой из этих областей он оставил интересное теоретическое наследие.

В последние десятилетия чаще издаются труды Луначарского. Появилось восьмитомное Собрание его сочинений, в которое вошли наиболее значительные работы по вопросам литературы, эстетики и художественной критики. Издан ряд сборников его исследований по проблемам изобразительного искусства, театра, музыки, кино, атеизма и религии, образования и коммунистического воспитания и др. Большой интерес представляют вышедшие в издательстве «Наука» два тома «Литературного наследства» (см. 4.20).

Наряду с издательской развернулась исследовательская работа. О Луначарском написан не один десяток диссертаций, опубликован ряд монографий, статей, отражающих различные стороны его теоретической и практической деятельности. Анализу творчества Луначарского в области культуры посвятили свои работы Бугаенко П. А., Бурлацкий Г. В., Ермаков А. Ф., Елкин А. С., Кохно И. П., Круглов А. А., Лебедев А. А., Лифшиц М. Ф., Малышев П. Ф., Малинин А. С., Плавник А. А., Пияшев Н. Ф., Самойлова Н. А., Трифонов Н. А., Трофимов П. С. Хоменко В. Н., Шульпин А., Щербина В. В. и др.

В последние годы повысился интерес к атеистическим, эстетическим, этическим, социологическим, философским, педагогическим работам Луначарского. Анализ их содержат исследования Белых Н. П., Балыковой Л. М., Гордиенко Т. С, Горбачева В. В., Джорджадзе И. А., Донжниой Т. И., Екисинина П. П., Кавашкиной О. Д., Лавинской Л. Д., Мисюры Ф. А., Павловского О. А., Рекуц И. Ф., Судакова В. В., Селезневой Е. Н., Сгурской Л. В., Толстошеева Н. Г., Трусова Ю. Н., Ярошевского И. П. Отдельные стороны идейного наследия Луначарского рассматриваются в работах Арнольдова А. И., Богданова Б. В., Баллера З. А., Иовчука М. Т., Иезуитова А. Н., Косичева А. Д., Клушина В. И., Когана Л. А., Колоскова В. Н., Лукьянова Б. Г., Лейзерова Н. А., Окулова А. Ф., Овсянникова М. Ф., Роговина В. З., Суворова Л. Н., Чагина Б. А. и др.

Работы, посвященные становлению социалистической культуры, показывают, что Луначарский принимал самое активное участие в решении широкого круга проблем, которые вставали перед Коммунистической партией и Советским государством на протяжении 20–х и в начале 30–х годов. Настоящая работа представляет собой попытку дать относительно цельную картину идейно–теоретической и практической деятельности Луначарского в дооктябрьский и послеоктябрьский периоды. Такой историко–проблемный подход дает возможность показать эволюцию взглядов Луначарского, выявить как сильные, так и слабые стороны его воззрений. Известно, что по ряду вопросов Луначарский оказывался в плену идеалистических философских заблуждений. Таково было, например, его увлечение махизмом и богостроительством. Однако даже в период своих философских «блужданий», отхода от политической позиции Ленина после поражения революции 1905 г. Луначарский оставался верным делу пролетарской революции. Поэтому, подвергая критике его философские ошибки и заблуждения, Ленин вместе с тем вел за Луначарского настойчивую, терпеливую борьбу, чтобы сохранить его для партии и социалистической революции.

Анализ теоретической и практической деятельности Луначарского показывает, что заблуждения и ошибки не могли доминировать в его мировоззрении. Уже сам характер занимавших его теоретических и практических вопросов, всегда связанных с революционной борьбой пролетариата, ограничивал возможность воздействия на него немарксистских философских школ и течений. Выделяя дооктябрьский и послеоктябрьский периоды в развитии философских взглядов Луначарского, нужно исходить из того факта, что между этими периодами в его деятельности нет непроходимой грани. Многие свои философские заблуждения Луначарский преодолел еще в дооктябрьский период. Вместе с тем процесс эволюции Луначарского–философа еще не завершился к 1917 г., неизжитые им философские ошибки сказывались и позже.

В своем анализе деятельности Луначарского как видного мыслителя–марксиста автор опирался на ленинские оценки его творчества, а также на имеющиеся исследования советских и зарубежных марксистов. Ценные положения содержатся в статье журнала «Коммунист» «Об отношении к литературному наследию А. В. Луначарского» (12). В статье, в частности, подчеркивается необходимость вдумчивой, марксистской оценки творчества Луначарского, что предполагает конкретно–исторический подход к его наследию и выделение в нем того главного, что имеет значение для современности и дальнейшего развития социалистической культуры.

В этой книге автор стремился показать, что богатое и разнообразное идейное наследие Луначарского послеоктябрьского периода, его выступления по проблемам культуры, эстетики, коммунистического воспитания, атеизма, педагогики, по вопросам борьбы с буржуазной идеологией сыграли немалую положительную роль в деле успешного осуществления ленинской политики в области идеологии и культуры. Многое в его трудах не утратило своей ценности и до сегодняшнего дня.

от

Автор:


Поделиться статьёй с друзьями: