Октябрьская революция, потребовавшая развития нового искусства, соответствующего новой эпохе, способствовала творческим исканиям в области художественной жизни.
Заслугой Луначарского в послеоктябрьский период является его последовательная борьба за реализм социалистического искусства, против различных теорий в эстетике, призывавших художников к разрыву с реалистической традицией на том основании, что новое якобы не может быть выражено старыми реалистическими изобразительными средствами, что реалистическая традиция «буржуазна» и т. п. На практике это приводило к тому, что реализм подменялся модернистскими, формалистическими тенденциями. Убедительно опровергая эту неверную установку, Луначарский во многих своих работах отстаивает реализм как основной художественный метод в искусстве, обращая внимание на огромное воспитательное и познавательное значение реалистического искусства.
Реализм понимался им как объективное изображение художником действительности, отображение правды жизни, показ основного и характерного в ней. Коммунистическая партийность в искусстве, подчеркивал он, утверждается только на реалистических путях художественного творчества. Борьба за реализм в искусстве сочеталась у него с суровой критикой футуризма, символизма, натурализма и других «измов», противостоявших реалистическому методу и вытравлявших из искусства познавательный и идеологический моменты, насаждавших бессодержательный и уродливый формализм.
«Я не уставал повторять… — писал он, например, о театре, — что народ удовлетворился бы только таким театром, который представлял бы ему большую идею и большое чувство, в которых нет, конечно, недостатка во времена столь великой революции, в чрезвычайно ясных, простых, убедительных, глубоко реалистических формах. При этом под реализмом я вовсе не разумел тот жалкий мещанский «бытовизм», в который стал погрязать театр до революции» (76, 28).
В понятие реализма Луначарский вкладывал богатое содержание и не хотел, чтобы новый реализм в искусстве был, пусть даже в минимальной степени, отмечен чертами натурализма, копированием, регистрацией явлении жизни без их осмысления. В подлинном реализме он хотел видеть героический пафос, мечту, даже фантастику, наполненную великой идеей. И рядом с этими чертами нового реализма должны быть также простота, ясность и убедительность формы. Все это было чрезвычайно ценно и потому, что эти мысли Луначарский высказывал в ту пору, когда понятие реализма применительно к новому искусству пробивало себе дорогу с немалыми трудностями. В этих условиях труды Луначарского способствовали утверждению реализма и идейности в советском искусстве, помогали преодолению субъективистских извращений в эстетике 20–х годов. В результате под влиянием партийной критики, вдумчивого и бережного воспитания партией художников на протяжении 20–х годов происходит отделение здорового и жизнеспособного, что было в рядах «левого» искусства, и вытеснение формализма.
В борьбе против леваческого лженоваторства, против сектантских нигилистических тенденций важно было удержать и утвердить реалистическую традицию. Из этого стремления вырастает лозунг «учиться у классиков», который активно пропагандировался Луначарским. Вопрос о сущности новаторства и его отношении к традиции стал одним из злободневных вопросов в период становления нового искусства. Некоторые получившие в то время влияние художественные школы выдавали формализм и модернизм в искусстве за революционное новаторство, что представляло опасность для развития нового искусства.
Отстаивая художественную политику Коммунистической партии, Луначарский учил отличать подлинное новаторство от различного модернистского псевдоноваторства, ограничивающегося только формальными исканиями, отрывающего форму от содержания в искусстве и тем самым не усиливающего, а, наоборот, ослабляющего его изобразительно–познавательные возможности.
Выступая против лженоваторства, Луначарский отмечал, что подлинное новаторство следует видеть в глубоком осмыслении художником новой социальной действительности с позиций революционного класса, в овладении новым содержанием и создании образа нового героя — революционного борца, активного строителя нового общества. Художественное новаторство советского искусства уходит корнями в гущу революционного народа, поднявшегося к социалистическому обновлению общества. Необходимой стороной подлинного новаторства, по Луначарскому, является совершенствование художественного мастерства, обогащение творчества новыми приемами и художественными средствами.
Анализ новаторской природы советского искусства непосредственно подводил Луначарского как теоретика искусства, одного из первых в советской эстетике, к определению важнейших методологических принципов, к раскрытию сущности нового художественного метода — социалистического реализма. В статьях 30–х годов «Социалистический реализм» и «О социалистическом реализме» он обосновывает мысль о том, что новое, социалистическое искусство должно быть не только реалистическим, но и вести активную борьбу за утверждение и развитие социализма. Перу Луначарского принадлежат слова:
«Социалистический реализм есть целое направление, которое будет доминировать в течение определенной эпохи (может быть, даже будет характеризовать собой формы искусства социалистического человечества, так сказать окончательные, наиболее высшие формы подлинно человеческого искусства)» (32,258).
В основу анализа особенностей социалистического реализма Луначарский положил ленинские принципы партийности и народности искусства. Идейная направленность творчества художника, способ отбора жизненного материала для произведения диктуются в конечном счете заинтересованностью художника в социальных идеалах. Служение социалистическим идеалам придает искусству подлинно народный характер, направляет его в русло общенародной борьбы за осуществление реальной программы коммунистического преображения общества. Отличие реализма социалистического от предшествующих ему форм реализма, по Луначарскому, состоит в его новой социальной направленности, в служении пролетариату в его борьбе за социализм. Для пролетариата, как класса восходящего, вполне естественно стремление к здоровому, полнокровному реализму, способному передать правду истории, правду развивающейся жизни. Поэтому социалистический реализм — реализм широких обобщений и отчетливой перспективы. Ему свойственна ненависть к рабскому прошлому, он видит неустройства и тяжести жизни и борьбы, но он оптимистичен по самому характеру своему, ибо ему присуща глубокая вера в нового человека — творца и созидателя. Для этого реализма свойственно активное, жизнеутверждающее начало, призыв к целенаправленному действию — к борьбе против всех проявлений капитализма. Такой реализм возникает как продолжение и развитие лучших черт предшествующего реалистического искусства, как их обогащение новыми идеями, темами, героями, новыми формами, сочетающими простоту и естественность с глубиной, точностью и яркостью художественного выражения.
Научное мировоззрение, отражающее общественные закономерности, раскрывает взору художника сущность явлений и иерархию объективных ценностей, дает простор и основание для подлинно свободного, объективно мотивированного проявления симпатий и антипатий, для выбора идейно–эстетических оценок. Благодаря ясному представлению об основных движущих силах истории и важнейших тенденциях общественного развития представитель социалистического реализма осознает свое место и роль в этом прогрессивном движении и не может относиться к жизни созерцательно. «Он определяет себя как выражение исторического процесса, с одной стороны, а с другой стороны — как активную силу, которая определяет собой ход этого процесса» (19, 8, 496). Поэтому одной из существенных особенностей социалистического реализма является его динамичность, активное, творческое отношение к действительности. В эстетическом плане такое отношение сообщает искусству эмоциональную напряженность, придает ему, по выражению Луначарского, огонь и яркость красок. Творческое, активное отношение к жизни необходимо предполагает правдивое ее отражение. Ибо только правдивое искусство, обладая познавательным и воспитательным значением, может стать активной преобразующей силой. Художественно выраженная правда жизни обладает концентрированной силой убедительности. Она делает нас как бы сопричастными изображаемым событиям и поэтому действенно влияет на сознание, чувства и поступки людей.
Социалистический реализм, как никакой другой художественный метод, дает возможность не только ориентироваться в явлениях действительности, но и формировать нового человека — хозяина своей судьбы, преобразователя жизни. Из всего многообразия человеческих типов центральным героем в искусстве социалистического реализма стал мужественный борец за коммунизм.
Говоря о развитии советского искусства, Луначарский неоднократно высказывал мысль о том, что социалистический реализм не должен держаться в рамках «узкого реализма», а должен развивать все лучшие традиции мирового искусства — не только реалистического, но и романтического. В литературе социалистического реализма Луначарский большое место отводил той романтике, которую он в противоположность романтике, уводящей от действительности, называл «романтикой подъема». Такая романтика не только является составной частью социалистического реализма, но и «имеет глубочайшую связь с реализмом и представляет собой, в сущности говоря, только поднятый на большую высоту и выраженный с большей энергией реализм» (19, 6, 54).
Умение заглядывать в будущее, пользоваться изобразительной силой фантазии, гиперболы, гротеска, способность к художественному прогнозу, философско–эстетическим обобщениям, умение мечтать, отражать действительность в ее развитии, в ее будущем, показывать будущее в настоящем, говорить о героической действительности высоким и достойным ее тоном, со страстью и революционной патетикой — все эти элементы романтического искусства не только не противоречат реализму нового, социалистического типа, но, по мнению Луначарского, входят в него как его органическая часть.
Таким образом, исходя из ленинских принципов партийности искусства и опираясь на художественное новаторство советского искусства 20–х годов, Луначарский раскрыл ряд важнейших особенностей метода социалистического реализма. Основная отличительная черта этого метода — правдивое отражение действительности в ее революционном развитии, в преодолении старого новым. Отсюда вытекают и такие его особенности, как динамичный, активный, боевой характер, стремление к полному отражению общественной жизни и ее ведущих тенденций, исторически обоснованный оптимистический пафос, отрицательное отношение как к лакировке социальной действительности, так и к смакованию ее темных сторон, создание образа положительного героя, художественное многообразие, широкий диапазон и богатство применяемых художественных средств и приемов.
Луначарскому принадлежит также немалая заслуга в определении путей и методов марксистской художественной литературной критики (см. 87). Этому служили его постоянный анализ конкретных явлений искусства и литературы, выступления по теоретическим вопросам, работы по истории русской и зарубежной критики. Художественную критику Луначарский рассматривал как силу, призванную стать помощником партии в строительстве нового искусства и литературы. Критик–марксист учит не только художника, но и читателя, зрителя, он «необходимый путеводитель» в сфере искусства.