Предисловие (стр. 3)
I. Накануне (стр. 11)
- Луначарский о роли искусства и задачах критики. — Против декадентско–модернистской литературы. — Чехов. — Писатели–знаньевцы. — Леонид Андреев. — Борьба за литературных союзников революционного пролетариата. — Горький. — За пролетарскую литературу.
II. В бурях и грозах революции (стр. 123)
- Новая роль Луначарского в литературно–художественной жизни страны. — Вопрос о художественном наследии. — За новое художественное творчество. — Позиции старой литературно–художественной интеллигенции. — Короленко. — Горький. — Ал. Блок. «Левое» искусство. — Маяковский. — Имажинисты. — Пролетарские поэты первых лет революции. Пролеткульт. — Крестьянские поэты. — Поддержка начинающих поэтов. — Драматургия первых послеоктябрьских лет. — Литературно–художественные итоги первых лет революционной эпохи.
III. На новом историческом этапе (стр. 277)
- Переход к новой экономической политике. — Появление новых отрядов советских писателей. — Тема революции и гражданской войны в художественной прозе. — Поэзия. Комсомольские поэты. — Брюсов. — Маяковский и другие поэты лефовской группы. — Критика лефовских теорий. — Борьба против формализма в литературе и литературоведении. — Драматургия первой половины двадцатых годов. — Вопрос о политике партии в области литературы. — Вопрос о пролетарской литературе. — Вопрос о писателях–попутчиках. — О Воронском и напостовцах. — Резолюции ЦК РКП(б) 1925 года. — Успехи драматургии во второй половине двадцатых годов. — Переход советской прозы к теме восстановления. — Проблемы быта и морали. Тема любви и семейных отношений. — Упадочные настроения в жизни и литературе. Есенин и «есенинщина». — Об оптимизме в литературе. — Изображение положительного героя. В спорах о новом человеке.
IV. В обстановке великой битвы за социализм (стр. 395)
- Задачи литературы в период развернутого социалистического наступления. — Развитие эпического начала в советской литературе на рубеже двадцатых — тридцатых годов. — РАПП. — Вопрос о крестьянской литературе. — Проблема попутчиков. На пути к объединению советских писателей. — Споры о роли сознания и подсознательного в художественном творчестве. — Вопрос о творческом методе советской литературы — О жанровом разнообразии. Очерк. Психологизм в литературе. — Сатира и юмор. — Тема прошлого и будущего. — Проблема массовости искусства. — Об учебе у классиков и о мастерстве. — Итоговые статьи о Маяковском. — Работы о Горьком в двадцатые — тридцатые годы. Общение и сотрудничество с Горьким. — Участие в строительстве многонациональной советской культуры. — Луначарский — посред ник между советской литературой и зарубежным миром. — Луначарский и современное ему литературоведение. — Методологические дискуссии. Вопрос о концепции Переверзева. Отношение к Плеханову. — Луначарский и литературоведческое наследие Маркса — Энгельса. — Ленин как самый верный ориентир для Луначарского — критика и теоретика советской литературы.
Заключение (стр. 547)
Указатель имен (стр. 560)
В книге Н. А. Трифонова убедительно показана громадная роль А. В. Луначарского — первого наркома просвещения — в формировании и развитии советской литературы, отношение Луначарского к основным проблемам литературной жизни на протяжении всей первой трети нашего столетия, к основным литературным течениям и группировкам, к творчеству Горького, Л. Андреева, Короленко, Серафимовича, Блока, Брюоова, Маяковского, Есенина, Фурманова и других писателей. Принципиальность в борьбе за коммунистическую идейность и мастерство советской литературы, соединение взыскательности с тактом, с бережным отношением к таланту, к плодотворным творческим поискам, в высшей степени свойственные А. В. Луначарскому, раскрыты в монографии на богатейшем материале.