«…Был скорее жертвой своего времени, нежели вождем». А. В. Луначарский.
- Введение (стр. 4)
Глава I. «К своему несчастью, народный комиссар…»
«… На посту наркома просвещения Луначарский успел до конца выполнить свою историческою миссию». Л. Троцкий.
В истории отечественной культуры А. В. Луначарский представляет собой уникальный пример соединения представителя мира искусства и ответственного государственного руководителя им, марксистского теоретика и большевистского деятеля–практика или, как недавно еще говорили, «архитектора и прораба» строительства социалистической культуры, в личности которого эти ипостаси тесно переплетались, незаметно часто переходя одна в другую. Внимательное, непредубежденное рассмотрение и анализ столь необычного симбиоза представляется интересным и во многом продуктивным.
3. О «рыцарском отношении к поэтам» (стр. 34)
4. «Сохранить для детей и внуков наших…» (стр. 42)
5. «Политическое орудие…» (стр. 78)
6. «Вождь вождей и масс» (стр. 83)
7. «Ученик дьявола» (стр. 91)
8. «Освобожденный Дон Кихот» (стр. 96)
Глава II. Такой разный Луначарский
«Сколько всего спестрилось в этом человеке!..» Н. В. Гоголь
Современников А. В. Луначарского привлекала в нем разносторонняя талантливость, широта интересов в таких несхожих сферах художественного творчества, как литературная критика, драматургия, публицистика, поэзия. Но все грани неравномерно проявляющегося дарования у него прочно цементировала одна неизменная идея революционной борьбы. Не случайно еще в молодости Луначарский часто подписывал свои многочисленные работы, среди них и литературные, псевдонимом Воинов. И хотя с революцией и социализмом практически связана была вся его сознательная жизнь, многим эта большевистская стойкость, революционная закалка не без оснований представлялась «слишком эластичной», особенно в области искусства.
1. «Именем пролетариата…» (стр. 123)
2. «Создать себе попутчика…» (стр. 137)
3. «Борьба за нового человека» (стр. 165)
4. «Театральный нарком» (стр. 172)
5. «На Западе» (стр. 218)
Заключение (стр. 232)
Публикации
Предлагаемые Вашему вниманию три редко переиздававшиеся статьи А. В. Луначарского в ранние послеоктябрьские годы заслуженно пользовались большой популярностью в широких общественных кругах как советской России, так и на Западе. Однако вскоре, будучи неугодными тоталитарной сталинской идеологии, они надолго оказались запрещенными. О них официально боялись даже вспоминать, хранение их в личных библиотеках советских граждан преследовалось и безжалостно каралось «законом». Некоторые из них, например, статья «Лев Давыдович Троцкий о литературе» (1924), в силу понятных теперь обстоятельств, даже не были отмечены в таком авторитетном научно–библиографическом издании, каким, безусловно, является двухтомный указатель трудов, писем и литературы «Анатолий Васильевич Луначарский» (М.: Книга. — 1975, 1979).
Между тем, освобожденные теперь из «спецхранов» и цензурных гонений эти замечательные работы Луначарского, как может наконец убедиться сам читатель наших дней, не утратили во многом живой актуальности и для нашего времени.
Цари на сцене Луначарский А. В. (стр. 241)
Революционный театр (Ответ тов. Бухарину) Луначарский А. В. (стр. 247)
Лев Давыдович Троцкий о литературе Луначарский А. В. (стр. 254)
Именной указатель (стр. 275)