Философия, политика, искусство, просвещение

От автора

«На редкость богато одаренная натура… Я его, знаете, люблю, отличный товарищ!»

В. И. Ленин о А. В. Луначарском

Без преувеличения можно сказать, что за последние десять лет произошло возрождение А. В. Луначарского. После длительного периода полузабвения, полупризнания чрезвычайно возрос интерес к жизни, деятельности и личности одного из выдающихся людей нашей эпохи.

И в этом нет ничего удивительного. Восстановление ленинских норм в общественной жизни не могло не отразиться самым благоприятным образом на судьбе творческого наследия Луначарского, на отношении к нему со стороны исследователей и широких масс читателей. Доказательством тому — многочисленные сборники его произведений: «Статьи о литературе» (1957), «О театре и драматургии» в двух томах (1958), «В мире музыки» (1958), «Статьи и речи по вопросам международной политики» (1959), «Пьесы» (1963), «Почему нельзя верить в бога?» (1965), «Силуэты» (1965), «О кино» (1965), «Об изобразительном искусстве» в двух томах (1967), «Европа в пляске смерти» (1967), «Воспоминания и впечатления» (1968) и др.

На книжных полках заняли заслуженное место восемь томов собрания сочинений А. В. Луначарского — литературоведение, эстетика, критика. До сих пор продолжается публикация ранее неизвестных, хранящихся в архивах художественных произведений, статей, речей, писем Луначарского, широко представленных в ряде сборников «Литературного наследства» Академии наук СССР и прежде всего в 82–ом томе: «А. В. Луначарский. Неизданные материалы» (1970). Путеводителем по обширному наследию Луначарского является фундаментальный библиографический указатель К. Д. Муратовой «А. В. Луначарский о литературе и искусстве» (1964).1

Ныне он уже не нуждается в защите. Каждому ясно, что представить историю русской общественной мысли, советской культуры без того, кого В. И. Ленин поставил на ответственный пост народного комиссара по делам просвещения, невозможно. Но Луначарский — не только наше прошлое, пусть даже и славное прошлое. Решение им многих сложнейших проблем эстетики, литературы, искусства оказалось весьма актуальным и в наши дни. Вот почему ссылки на мнение Луначарского в литературно–критических и научных дискуссиях последних лет являются весьма убедительным доводом.

Над изучением наследия Луначарского работают многие советские литературоведы: А. Лебедев, Н. Трифонов, И. Сац, А. Дементьев, П. Бугаенко, К. Малинин и др. Замечательный образ его рисуют в своих воспоминаниях К. Чуковский, А. Дейч, Н. Розенель.

Настоящая книга посвящена некоторым сравнительно мало изученным сторонам жизни и деятельности Луначарского. Нам хотелось показать органическое единство, цельность личности Луначарского при всем многообразии его интересов.

Когда книга находилась в печати, вышел в свет 80–й том «Литературного наследства» — В. И. Ленин и А. В. Луначарский. Переписка. Доклады. Документы (М., 1971).


  1. Дополнение и продолжение его, составленное Л. М. Хлебниковым, опубликовано в 82–ом томе «Литературного наследства» (А. В. Луначарский. Неизданные материалы. М., Изд–во АН СССР, 1970, стр. 623–644).
от

Автор:


Поделиться статьёй с друзьями: