Достопримечательности исторического характера

Опубликовано в справочнике.: «Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1925 год», с. 588—589.
Публикуется на сайте по сканам предоставленным rusgenealogy.clan.su
Перечисленные ниже объекты были созданы в Москве в рамках Ленинского плана монументальной пропаганды, непосредственной реализацией которого занимался А. В. Луначарский.
Другие материалы по истории Плана монументальной пропаганды см Приложение 10 (к статье «Ленин и искусство»)

Памятники и монументы за время революции.

  • Мемориальная доска погибший в Октябрьскую Революцию находится на Красной площади. Доска — работы скульптора С. Т. Коненкова, вделана в стену Сенатской башни Кремля в 1918 г.

  • Обелиск Октябрьской Революции. Тверская ул.. Советская площадь, против дома Москов. Совета. Работа арх. Осипова 1918—1919 г. г. По сторонам обелиска бронз. доски, на которых начертана конституция РСФСР.

  • Памятник Ф. И. Достоевскому, на Цветном бульваре. Работа скульптора С. Д. Меркурова, 1918 г.

  • Статуя „Мысль", на Цветном бульваре, ближе к Трубной площади, работа С. Д. Меркурова. поставлена в 1918 г.

  • Памятник „Восстания 1905 г.", на Краснопресненской пл., 1920 г.

  • Памятник А. И. Герцену на Моховой, перед старым зданием Московского Государственного Университета, работа скульптора Н. А. Андреева; поставлен в 1922 г.

  • Памятник Н. П. Огареву, поэту, другу и соратнику Герцена. Парный к предыдущему памятнику, того же скульптора; поставлен там же.

  • Памятная доска погибшим при взрыве МК партии 25 сент. 1919 г. Леонтьевский пер., 18. Большая памятная доска, с именами жертв, увенчана классической урной и задрапирована свешивающимся покрывалом. Проект арх. В. Н. Маят. Установлена в 1922 г.

  • Памятник т. Воровскому, полпреду в Италии. Перед зданием НКИД, на углу Кузнецк. Моста и Б. Лубянки. Проект скульптора Кац. Открыт 11 мая 1924 г.

  • Памятник К. А. Тимирязеву, московскому ученому–естествоиспытателю и профессору, „борцу и мыслителю", как значится на пьедестале. У Никитск. Вор., в конце Тверского бульвара. Работа скульптора Меркурова и архит. Осипова. Открыт в 1923 г.

  • Мавзолей В. И. Ленина. На Красной площади, против Сенатской башни. Проект акад. А. В. Щусева. Открыт в 1924 году. Временно сделал из дерева.

  • Обелиск революционным мыслителям, в Александровском саду, у Кремля. (См. „Памятники дореволюционные", 10).

  • Подпольная типография ЦК партии большевиков в Москве в 1905 г. (см. „Музеи").

Временные памятники.

В первые годы революции в Москве поставлен был ряд временных памятников писателям и деятелям революции. Большинство из них не устояло перед временем и снято. Некоторые поддерживаются, и существуют по сию пору.

  • Памятник Марату, революционному журналисту эпохи Великой, французской революции, „другу народа". Ленинская (б. Симоновская) слободка. Поставлен в 1918 г.

  • Бюст К. Маркса На Триумфальн. Садовой, перед зданием Земотдела. Работа скульптора Лаврова. Поставлен в 1918 г.

  • Бюст К. Маркса на Девичьем поле и в Староконюшенном пер., в палисаднике дома № 16, занятого военным учреждением.

Будущие памятники.

Наконец, в Москве намечен к постановке целый ряд памятников, будущее место которых обозначено первым камнем:

  • Закладной камень из красного гранита для памятника В. И. Ленину в сквере на месте покушения в 1918 г. Замоскворечье, Павловская улица.

  • Закладной камень памятника К. Либкнехту, на Свердловской (б. Театральной) площ., у Китайгородской стены. 1921 г.

  • Закладной камень памятника драматургу А. Н. Островскому, на той же площ., у Малого театра. 1923 г.

  • Закладной камень памятника В. П. Ногину на Ногинской (б. Варварской) пл. 1924 г.

  • Закладной камень памятника К. Марксу на Свердловской пл.. против остановки трамвая, 1920 г. Памятник выполняется скульптором Алешиным.

  • Закладная доска памятника „Освобожденный Труд", на место снятого памятника Александру III, у восточной стороны храма Христа Спасителя, 1920 г.

  • Закладной камень памятника Я. М. Свердлову, у Китайгородской стены на Свердловской (б. Театральной) площади, 1919 г.

Доски и надписи на стенах и зданиях.

Революция внесла еще одно новшество во внешний облик Москвы. На стенах некоторых общественных зданий, чаще всего в связи с текущими событиями, делалась надписи агитационного характера. Иные из них уже стерлись, некоторые удержались. Кроме того, на обществ. зданиях местами утверждены доски, в большинстве с символическими рисунками и лозунгами преимущественно революционного характера.

Отметим некоторые из них:

  • На здании б. Городской Думы (ныне 2-й дом Москов. Совета), со стороны, обращенной к Иверской часовне, на место вынутой стенной иконы помещены слова Маркса: «Религия — опиум для народа».

  • Фронтон того же здания получил девиз: «Революция — вихрь, отбрасывающий назад всех сопротивляющихся». Прежний герб гор. Москвы заменен группой рабочего и крестьянина.

  • На здании Исторического музея, по фасаду, на правом от входа углу прибита доска с надписью: «Уважение к древности есть несомненно один из признаков истинного просвещения».

  • На здании типографии Коминтерна (б. Рябушинского), в Б. Путинковском пер., изображение: рабочий тянет огромное колесо. Надпись: «Все наши надежды покоятся на тех людях, которые сами себя кормят».

  • На здании М. театра, со стороны Театрального проезда, портретный барельеф П. А. Кропоткина и его изречение: «Обществу, где труд будет свободным, нечего бояться тунеядцев».

  • На правой колонне портика Бол. татра (Свердловская площадь) развернутый свиток с надписью: «Творите будущее, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можно перенести».

  • На б. типографии Кушнерева, уг. Пименовской ул. и Щемиловск. пер., изображение горнорабочего, который, лежа на спине, долбит киркою горную породу. Надпись: «Слава угнетенным, лишенным солнца, дарующим свет и тепло».

  • На здании Б. театра, со стороны Петровки, ближе к площади, архаизированная фигура человека с палкою. Лозунг: «Кто чувствует, что на его стороне право, тот должен итти напролом».

  • Та же надпись, при ней изображение толпы движущихся вооруженных людей, — на здании Бутырской тюрьмы, Новослободск. ул., ближе к Лесной.

  • На здании Манежа, уг. Манежной ул. и Сапожковской площади, со стороны Манежной стилизованное под античность изображение с надписью на стяге: «Когда Сократа спросили, откуда он родом, он сказал, что он гражданин всего мира, он считает себя жителем и гражданином вселенной». Цицерон.

  • На здании Почтамта, Мясницкая ул., на выступающей стене у правого проезда изображение: старик, опершись на плечо женщины, указывает ей рукой на виднеющийся вдали на скале греческий храм. Надпись: «Искусство есть одно на средств, которые служат об'единению людей». Л. Н. Толстой.

  • На старом здании Университета, Моховая, уг. ул. Герцена, доска с лозунгом: «Дело науки — служить людям».

  • На круглом фронтоне, на углу нового здания Университета, где была университетская церковь, вместо снятой (недавнего происхождения) надписи: теперь начертано: «Наука трудящимся».

  • На угловой башне ограды Главного управления архивов, угол Моховой и Воздвиженки, изображение Самсона, разрушающего храм.

  • На стене Китай–города, у Варварских ворот, лозунг: «Дух разрушения — созидающий дух».

  • Тот же девиз у Красных ворот, на здании НКПС (б. Запасный дворец).

  • На углу ограды б. Вдовьего дома, площадь Восстания, изображен мальчик, машущий куском ткани. Лозунг: «Ум не терпит неволи».

  • На правом флигеле б. Екатерининского института, на Екатерининской площади, большая доска с надписью: «И вижу всюду заговор богачей, ищущих своей собственной выгоды под именем и предлогом блага».

  • На здании б. конторы госуд. театров, уг. Б. Дмитровки и Кузнецкого пер., сложная композиция с изображением художника, его модели, ученых и т. д. Лозунг: «Наука и искусство бескорыстно работают для блага всего человечества».

  • На д. № 2 по улице Бакунина (б. Покровская), изображены три фигуры, возглавляющие шествие. Лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».

  • На д. № 4 по улице Бакунина, (б. Покровская) сложное изображение: женщина протягивает руку сидящему узнику с разорванными цепями. С тою же надписью, что и на стене Большого театра.

Comments