Разработка новых государственных ритуалов, споры о государственной символике и новом–старом российском гимне напомнили мне о моих разысканиях двадцатилетней давности — поисках текста гимна Союза безбожников, который, как рассказывали, был написан А. А. Луначарским.
После поражения первой русской революции А. В. Луначарский (1875–1933) призвал сбросить «ветхий плащ серого материализма» и создать «гармонический синтез» материализма и мистики на основе «пролетарского эпикуреизма» — «новую религию человечества, грядущего хозяина природы», использовав для этого философию Эпикура.1 Это мировоззрение Луначарский назвал «религиозным атеизмом»: «Религиозный атеизм? Да, почему бы нет? Так ли уж у нас и нет бога? Ведь представление о боге имеет в себе нечто вечно прекрасное?» «Если бы существовали в мире те внемировые пустоты, о которых говорит Эпикур, и в них жили бы чудесные, но бессильные и безвольные боги… они, наверное, с восторгом и тревогой следили бы божественноразверстными очами своими за судьбою страшного, растущего бога, человека».2 Позиция Луначарского вызвала резкую критику Ленина.
Однако после Октябрьской революции А. В. Луначарский стал первым советским наркомом по просвещению, участвовал в разработке декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», выступал на антирелигиозных диспутах, писал антирелигиозные пьесы. В одном из номеров журнала «Атеист» за 1925 год упоминалось о том, что А. В. Луначарский написал гимн безбожников, который называется «Песнь атеистов». Текст, однако, не приводился. В библиографическом указателе сочинений А. В. Луначарского упоминания о гимне нет. Не было обнаружено сведений об этом гимне и в антирелигиозной периодической печати 20-х годов: ни в газете «Безбожник», ни в журналах «Безбожник у станка» и «Антирелигиозник». В нотном отделе Российской национальной библиотеки им. М. Е. Салтыкова–Щедрина в конце концов мной был найдена брошюра, на обложке которой под эпиграфом «Религия — дурман для народа» значилось: «"Песнь атеистов" (для смешанного хора). Слова А. В. Луначарского. Музыка В. И. Анпилогова». Эти ноты были опубликованы в издательстве «Атеист» в 1925 году.
В двадцатые годы в нашей стране были достаточно широко распространены, особенно среди политически активной молодежи, антирелигиозные песни. Для их создания часто пользовались старыми известными мотивами. Эти переделки, подобные «Гимну безбожников» (на мотив «Марсельезы»), «Маршу безбожников» (на мотив «Смело, товарищи, в ногу»), содержали анархистские идеи или призывали заменить старых богов — новыми. Например, в песне «Антирелигиозный Интернационал» были такие слова: «Наш бог — шумливые заводы, железный молот — наш Христос», или: «Идет на смену богу рожденный в бурях комсомол».
Луначарский, продолжая народные антиклерикальные традиции и опираясь на позицию философов–просветителей, придавал большое значение сатире в критике религии. Он писал, что сатирический смех «дерзок и кощунственен, и убивает ядом своих стрел». В лекции перед студентами Московского университета, прочитанной как раз в 1925 году, Луначарский сформулировал тезис, который и послужил основой содержания нового гимна безбожников: «Если бы он (Бог. — М. Ш.) действительно существовал, и сидел на каких угодно престолах, и был бы окружен сонмом каких угодно ангелов, и гремел громами, то современный человек все равно должен был бы ему сказать: "Ты тиран, и признавать тебя я все равно не могу, так как я не раб, а свободный человек!" Если бы такой человек сидел в раю, то он там должен был бы устроить революцию такую же, как на земле, так как в аду сидят грешники, которые попали в ад не по своей вине, а по вине бога, не сумевшего создать такой мир, в котором не было бы греха».3 В первой части гимна читаем:
«Когда бы на троне, над тучами тверди
Сидел бородатый торжественный бог;
Когда б под землею зловонные черти
Бодались кинжалами бронзовых рог;
Когда бы святые и ангелов хоры
Кадили и пели в лимонном раю;
А грешники выли, с проклятием взоры,
Вперяя в кромешную вечность свою, —
Была б по истине потеха
Была б причина для войны,
И мы б метнули бомбу смеха
В лазурь надзвездной стороны, —
И ловко тучи прокламаций
В тартарары метнули б мы:
"Довольно, братцы, ламентаций!
Вон из тюрьмы,
Вон из тюрьмы" —
Мы б воевали, атеисты,
Как против княжеских дворцов,
Против святых, против пречистой,
Против крестов, против творцов.
И был бы наш поход неистов,
Поход активных атеистов,
Наш гордый гимн звучи, звучи,
Как меч о вражии мечи».
Во второй части гимна, в противоположность популярной песне двадцатых годов, в которой говорилось: «Мы на небо залезем, Разгоним всех богов», Луначарский написал: «Пусто на небе». На земле «колдующий сброд» держит «наших братьев в тумане и мгле». В эту тьму гимн призывает бросить «бомбу смеха», чтобы освободить «слепое стадо» «заблудших всех наций» и освободиться «от жрецов, идеалистов и всех превыспренных лжецов».
В августе 1924 года при редакции газеты «Безбожник» было создано Общество друзей газеты, преобразованное в апреле 1925 года в Москве на I Всесоюзном съезде корреспондентов газеты «Безбожник» в Союз безбожников. Гимн был написан Луначарским для членов этого Союза. В июне 1929 года на втором съезде Союза, в котором приняли участие около 1200 делегатов, он получил новое название «Союз воинствующих безбожников СССР». На этом съезде помимо Горького, Калинина, Ярославского, Маяковского выступал и Луначарский. Вопрос о гимне Союза не обсуждался.
Продолжение следует…
- Очерки по философии марксизма. СПб.,1908. С.160–161. ↩
- Там же. С.156–160. ↩
- Луначарский А. В. Почему нельзя верить в бога. М., 1958. С.18–19. ↩