Философия, политика, искусство, просвещение

Вопросы, поставленные Комиссариатом народного просвещения театрально–педагогической секции и подотделу детского театра

В области, отмежеванной себе вышеупомянутым отделением Комиссариата, которого работа, само собой разумеется, может быть успешной только при широком и планомерном сотрудничестве всех педагогических сил, сгруппированных в различных отделах Комиссариата, а также при участии выдающихся педагогов со стороны, я вижу прежде всего четыре основных проблемы:

1) Вопрос о сценических методах преподавания. Во многих передовых школах Европы и Америки и кое–где в России начинают испытывать весьма плодотворный метод инсценировки подлежащего усвоению учебного материала. Базисом новейшей педагогики является требование, чтобы такой материал усваивался активно, так сказать, впитывался всем организмом, приведенным в движение. Рисование, лепка, изготовление моделей, всякого рода ручной труд, экскурсии, собирание коллекций, собственноручный эксперимент, уход за животными, социальный опыт школьного самоуправления, — вот что освежает, в подлинном смысле слова оживляет правильно поставленную новейшую школу.

Бросается в глаза, что одним из активнейших методов усвоения является театральное изображение данного материала. Инсценировка басен, стихотворений и рассказов может служить громадной помощью при изучении словесности. Инсценировка бытовых сценок из жизни народов или эпох послужит чудеснейшей иллюстрацией для изучения географии и истории. Собственноручное изготовление относящихся сюда костюмов и бутафории послужит великолепной трудовой задачей. Игра, труд и познавание свяжутся здесь поистине золотым узлом. Необходимо обратить особое внимание на разработку относящихся сюда методов.

2) Второю задачей является современная разработка столь давнего уже вопроса о школьном театре, т. е. об исполнении самими детьми доступных им художественных пьес, причем дети могут фигурировать но только в качестве актеров и музыкантов, но и в качестве технического театрального персонала всех родов: суфлеров, помощников, режиссеров, декораторов, костюмеров, бутафоров, гримеров, плотников, машинистов, осветителей и т. д., и т. д.

3) Но менее важной проблемой является, в особенности для больших городов, а может быть, — путем миграции соответственных групп, — и для всей провинции, вопрос о создании специального театра для детей, где законченными художниками–артистами давались бы в прекрасной форме детские пьесы, рассчитанные в особенности на наиболее нежные возрасты, для которых мало доступна даже наиболее приспособленная часть репертуара нормальных театров. Почин в этом отношении сделан Театральным Отделом путем основания Детского Театра в Петрограде, начавшего свою работу с несомненным успехом.

4) Обладая огромным первоклассным аппаратом в виде государственных и коммунальных театров мы должны со всей серьезностью наметить план использования субботних вечеров и воскресных утренников для нужд школьного и частью внешкольного образования. Правильнее всего было бы, если бы большие театры, по сговору с педагогами и с руководителями народных университетов, устроили законченные циклы спектаклей, обнимающие либо историю мирового театра, либо, например, историю русского театра от, зачатков до современности. Подобные спектакли могли бы сопровождаться комментирующими лекциями, по необходимости, однако, короткими; но учителя и руководители могли бы подготовлять своих слушателей к восприятию пьес путем подготовительной, более широкой и более специально для их аудитории приноровленной, предварительной лекции. А за тем, усвоение полученных впечатлений могло бы быть обогащено и упорядочено путем устройства, в следующий после спектакля урок, вольного собеседования о нём под руководством учителя.

Таковы те первые, очень обширные задачи, относительно которых Комиссариат Просвещения ждет компетентных работ от театрально–педагогической секции и которым, как я надеюсь, будет уделено сугубое внимание на страницах издания «Игра».

Народный Комиссар А. Луначарский.

от

Автор:


Источник:

Запись в библиографии № 884:

Вопросы, поставленные Комиссариатом народного просвещения театрально–педагогической секции и подотделу детского театра. — В кн.: Игра. Непериод. изд., посвящ. воспитанию посредством игры. Пг., 1918, с. 3–4.

  • То же. — В кн.: Русский советский театр. Т. 4. Л., 1968, с. 279–280.

Публикуется по: search.rsl.ru


Поделиться статьёй с друзьями: