Философия, политика, искусство, просвещение

The Labour Leader

Изо всех официальных органов больших социалистических партий Labour Leader, еженедельный центральный орган Английской Независимой Рабочей Партии (I.L.Р.), отнесся бы, вероятно, с наибольшей симпатией к направлению «Нашего Слова»… И «Наше Слово» с своей стороны не может не приветствовать вместе со всеми верными интернациональному знамени социалистами мужественную, последовательную линию этого братского органа.

Передо мною лежит его новогодний номер. Мне пришлось уже цитировать его, но по буржуазному «Times’y». Впечатление от подлинника, конечно, более ярко. Номер необыкновенно богат, и я хочу поделиться некоторыми выдержками из него, представляющими самый яркий интерес. Надо отметить прежде всего, что не только «Times», но и, что более странно, и «l'Humanité» — процитировали лишь небольшие части писем немецких лидеров, присланных к этому новогоднему номеру. Я считаю совершенно необходимым пополнить здесь дополнительными цитатами то, что из «Таймса» приведено было мною в другом месте. Так, в длинном письме Либкнехта, имеется следующий пассаж:

«Многие решаются порицать наши принципы, вследствие нашего падения. Но принципы наши остались неприкосновенными: пали только их представители. Дело идет не об изменении принципов, а о подлинном применении их в жизни, к действию. Фразы о „защите отечества“ или об „освобождении народов“ простая декорация, которой империализм прикрывает свои человекоубийственные замыслы. Но каждая социалистистическая партия имеет врага в собственной стране. С ним она должна бороться. И свобода каждой нации может быть только её собственным делом. Какая преступная слепота, требовать продолжения бойни „пока враг не будет сломлен“! Как будто благосостояние всех наций не тесно связано между собою. Нет, организованная борьба рабочего класса может вестись только интернационально. Поверхностные мудрецы, слабодушные люди, которых так легко понесло взрывом джингоизма и дипломатическими ветрами, заявляют, что впредь рабочее движение не будет интернациональным. Между тем нынешняя война может быть лишь страшным уроком именно необходимости интернациональных связей. Нам нужен интернационал другого рода и более сильный, чем тот, который сломлен силами капитализма 4–го августа 1914 г. Спасение человечества лежит только в кооперации рабочих всех стран, как после войны, так и во время неё. Массы никогда не желали войны. Они и теперь её не желают. Как это мыслимо, что с ненавистью к войне в сердцах они всё же убивают друг друга? Нам говорят, что просить мира было бы признаком слабости со стороны любого народа. Ну, что же? Пусть его просят сразу все народы. А я скажу, что нация, которая взяла бы на себя инициативу, показала бы не слабость, а силу. Она заслужила бы славу и благодарность грядущих поколений».

«Долг каждого социалиста в нынешние дни стать апостолом мира и интернационального братства. Пусть каждое слово его говорит в пользу социализма и мира, каждое действие приближает к этому идеалу. Тогда он будет зажигать своим примером рабочих в других странах, пока пламя миролюбия не вспыхнет по всей Европе»…

Равным образом и в письме Розы Люксембург я нахожу важные строки, не цитированные ни в одной русской или французской газете.

«Было бы ужасно для прогресса социализма, если бы рабочие прониклись той идеей, что защита национальных интересов с их стороны есть вещь естественная, что братство возобновляется само собою после каждой войны, как будто ничего особенного не произошло. Интернационал, который принял бы подобное ужасное унижение, как правило для будущего, был бы карикатурой на социализм, продуктом лицемерия, не лучшим, чем дипломатия капиталистических государств с их „союзами“ и криком о „правах народов“. Нет, ужасающаяся бойня миллионов рабочих, оргия зверского империализма, идущая под ложным флагом защиты отечества и культуры, войны за мир и за права народов и т. д. распространяет над городами и деревнями горе, поражает культуру, распинает мир и права народов».

«Но интернациональный социализм пустил слишком глубокие корни, чтобы его можно было свалить навсегда. Над страшными руинами цивилизации, созданными империализмом, Интернационал подымется, как единственное спасение от полного вырождения».

Клара Цеткина восторженно говорит о заслугах самого журнала Labour Leader. Мне кажется, что русские не достаточно оценивают пока его из ряда вон выходящие заслуги. Ничто, наверное, не повлияло в такой степени на возникновение в Германии всё крепнущего, подлинно социалистического течения, как непреклонная борьба с войной со стороны этой части английских социалистов. Вот, что пишет Цеткина:

«Независимая Рабочая Партия не посрамила чистоты социалистического знамени ни самомалейшим компромиссом. На франц. национализм, на немецкий милитаризм, на английский джингоизм она смотрит, как на одинаковую угрозу, и продолжает верить, что только дело интернациональной борьбы рабочих против интернационального капитала священно. Ваша газета достойно оценила болтовню синих, белых, оранжевых и всех цветов книг, в которых адвокаты и лакеи господствующих классов всех стран пытаются обмануть общественное мнение. Независимая Рабочая Партия противопоставила всему этому социализм в его непримиримой оппозиции к капитализму. Благородная борьба, которую вы ведете под этим знаменем останется бессмертной славой в истории Интернационала. I.L.Р. вся целиком стала рядом с героической социал–демократической фракцией русской думы, отказавшей при одновременной борьбе с царизмом и капитализмом — в одобрении военных фондов, с тем единственным сербским социалистом, который крикнул свое „нет“! В последнее время Карл Либкнехт присоединился к ним в Рейхстаге, мужественно поставив выше партийной дисциплины свою социалистическую совесть. Правда, Либкнехт оказался один среди [2]11 социаль–демократов, но тысячи рабочих аплодируют ему, благодарны ему за восстановление славных традиций 70 и 71 годов».

В таком же духе искренней симпатии и более или менее полного совпадения идей приветствует газету Стаунинг от датских социалистов, Ланани — от имени итальянской социалистической партии, Иглезиас — от парламентской фракции в Испании, Хилквит от американской социалистической партии.

Женщины социалистки Германии написали достопримечательное письмо, из которого я не могу не привести несколько строк:

«Мы, социалистические женщины всех наций, пишут они, признаем империализм главным врагом всех народов, побудившим их к взаимной вражде. Нет мира между империализмом и социализмом. Мы твердо решились отдать всю свою силу, волю, всю горячность сердца на победу социализма над империализмом. Нынешние великие события учат, что социализм мыслим только тогда, когда эксплуатируемые всех стран сплоченной фалангой пойдут против эксплуататоров всех стран. Социализм должен победить милитаризм, и это случится, когда все рабочие мужчины и женщины, сумеют на защиту своих собственных интересов и на реализацию своего идеала отдать столько же силы и страсти, столько же жертв имуществом и жизнью, сколько требует от них милитаризм для чуждых им целей».

Нельзя ни на минуту удивляться этой симпатии, так бурно прорвавшейся со всех сторон к новому году по отношению к газете «Labour Leader». В том же номере я читаю статью под заглавием «мужественные русские социалисты». Весь смысл статьи сводится к тому, что «русский медведь» и не думал меняться, что он остается прежним свирепым врагом всякой свободы, и разоблачается беспощадно, вся ложь о новой польской, финской и еврейской политике. Констатируется, что большинство русских социалистов остается непримиримыми врагами царизма и войны.

Но «Labour Leader» ни капельки не щадит и собственного правительства. Так например, о египетской его политике мы читаем следующие великолепные исторические справки.

«В палате депутатов 10 августа 1881 года премьер министр Гладстон сказал: высокоуважаемый джентльмен спрашивает меня, возможна ли оккупация Египта на неопределенное время?

Одна из самых несомненных вещей на свете — это невозможность с нашей стороны подобного шага!»

В сентябре того же года британские посланники при всех европейских дворах просили отложить всякие опасения относительно занятия Египта. В июне 1884 года лорд Гренвиль торжественно заявил французскому министерству иностранных дел, что Египет начнет очищаться от английских войск, начиная с 1888 года. В 85 году в избирательном манифесте Гладстон писал:

«Мы никогда не допустим даже постановки вопроса об аннексии, протекторате или продолжении на определенное время оккупации Египта». Кемпбель Беннерман заявил в палате: «Англия не могла бы остаться в Египте на неопределенное время, не нарушив своего торжественнейшего обещания и не поставив себя по отношению к европейским нациям в позорное положение! И вот мы остались там. Мы раздавили попытки тамошних националистов, пользуясь войной мы окончательно теперь нарушили наши торжественные обещания. А ведь есть люди, которые утверждают, будто мы боремся за права маленьких народов, за святую нерушимости обязательств!»

Наконец, я переведу важнейшие части передовой статьи этого номера, которые до некоторой степени закончат для читателей «Нашего Слова» портрет нашего дорогого соратника.

«С британской стороны движение под лозунгом «Stop the War» (Прочь войну) встречает препятствие в оккупаций Бельгии Германией. С германской стороны — в опасении за неприкосновенность территории и прав немецкой нации. Если бы мы были уверены, что Германия эвакуирует Бельгию и вознаградит народ за совершенную по отношению к нему несправедливость, если бы Германию можно было уверен, что к национальности её мы отнесемся с совершенным уважением — мир бы был вполне возможен. Лучшую заслугу, которую могут оказать социалисты обеих стран миру — это твердо требовать, чтобы с обеих сторон не было допущено никаких аннексий и унижений. Мы надеемся, что скоро представители социалистических партий всех воюющих держав смогут объединить свои действия. К сожалению это невозможно, пока французские социалисты будут одержимы нынешним настроением. Вступление Самба и Геда во французский кабинет оправдывалось именно тем, что они окажут благотворное действие при заключении мира. К несчастью официальное представительство это лишило французских социалистов возможности работать независимо для прекращения войны. И манифест, выпущенный французскими социалистами и синдикалистами, не дает повода думать, что они с своей стороны готовили бы интернациональное выступление. С нашей стороны мы были бы счастливы сейчас же вступить в общение с социалистами Германии и Австрии, так же как и с социалистами союзных нам наций, для работы над ускорением мира. Мы ждем, что копенгагенская конференция даст нам для этого руководящую нить. Мы верим, что каковы бы ни были затруднения, мы окажемся на высоте этой задачи…»

Я думаю, что делаю правильно, присоединяясь здесь от имени товарищей, собравшихся вокруг «Нашего Слова», к тем поздравлениям и пожеланиям, с которыми обратились к органу Независимой Английской Рабочей Партии столь многие социалисты всех стран, справедливо видящие в нём один из главных центров начинающего постепенно оформляться великого третьего Интернационала.

А. Воинов.

от

Автор:


Источник:

Нет в библиографии


Поделиться статьёй с друзьями: