Владимир Ильич сознавал ясно и учил нас всех тому, что человечество может быть спасено от нищеты, рабства и невежества лишь усилиями его передовой сознательной и организованной части. Классом носителем всеобщего освобождения является пролетариат передовых стран, пролетариат высокоразвитой индустрии и, в первую голову, авангард самого этого пролетариата — его коммунистическая партия.
Но если Владимир Ильич придавал огромное значение развитию и самоорганизации этого авангарда, то, конечно, не ради его самого, а ради той службы по отношению ко всем угнетённым земного шара, которую он должен нести.
И при этом то сознательное меньшинство, каким являются коммунисты среди эксплуатируемых, по мнению Ильича, может спасти трудовой мир, лишь опираясь на него и руководя его силами, для чего необходимо, как можно скорее, вызвать самодеятельность и понимание идей коммунизма среди самых широких и отсталых слоев. Россия в этом отношении представляет собой особо выразительную страну, и Владимир Ильич частого говорил о том, что она, имея сравнительно небольшую пролетарскую голову, влачит за нею длинное туловище, проходящее все стадии цивилизации, вплоть до самых темных ступеней, до кочевого быта, до самого черного невежества и до самых отсталых форм труда.
Никогда не забывая работы над самим собою, сам учась, пролетарский авангард должен направлять свои силы, чтобы пролить возможно больше света и оказать возможно больше помощи, чтобы пробудить возможно скорее отсталые слои крестьянства во всей массе, в особенности крестьянство национальных меньшинств.
И среди этих задач борьбы за самосознание и преодоление отсталости масс самое первое место занимает борьба за женщину.
Целая половина рода человеческого, не менее даровитая, не менее способная к труду, чем половина мужская, благодаря сложившейся социальной неправде оказалась в положении сугубо рабском и сугубо невежественном, сугубо бедственным.
Если тяжело положение рабочих, если большая масса рабочих даже до сих пор еще не может считаться вполне сознательной; то это в десять раз серьезнее относительно работниц.
Если положение крестьянства тяжело, и оно стоит в нашем Союзе на границе варварства, то кто ли не знает, насколько горше участь деревенской женщины? Что же касается национальных меньшинств, то там женщина часто не вышла из границ самого грубого и дикого рабства.
Между тем одним из колоссальнейших переворотов во всей цивилизации человечества будет массовое вступление женщин на путь политического пространства, широкого самообразования, а затем всестороннего культурного творчества.
До сих пор еще небольшие слои женщин были втянуты в эту культурную жизнь, при этом то были женщины, главным образом из буржуазии и среднего слоя интеллигенции.
В последнее время в Европе, и в самые последние годы в самом Союзе Советских Республик началось пробуждение фабрично–заводских работниц, еще мало затронувшее, однако, самую толщу женщин, занятых в индустрии. В остальном пока еще царит прежняя неподвижность и прежняя темнота.
Если мы хотим выполнить заветы и программы Ильича, мы должны бросить максимум сил на то, чтобы как можно скорее пробудить к активности эту законную половину человечества.
Советская Конституция впервые в мире дала женщине политическое и юридическое равноправие с мужчиной. Наши законы всемерно защищают женщину в семейном и имущественном положении. Мы сделали равно доступными мальчикам и девочкам, и юношам и девушкам все формы образования. Но требуются еще титанические усилия для того, чтобы победить существующее предрассудки, косность быта, запуганность и нерешимость самой женщины.
Пусть предстоящий женский день будет важным этапом в продвижении нашей работы среди этой угнетенной массы, самой многочисленной и самой закаленной, поэтому самой полноценной как союзника в дальнейшем строительстве общечеловеческого счастья.