Я всегда придерживался той точки зрения, что одна из главных задач искусства — дать нашей стране представление о ней самой. Статистика не может дать такого яркого представления в социалистическом строительстве, как перо художника, кисть живописца. Рабата в этом направлении приобретает колоссальное мировое значение.
Наиболее изумительное явление наших дней, как отмечают это даже иностранцы, — необычайный сдвиг современной деревни. Писателю в деревне придется трудно без соответствующего доверия масс. Я считаю, что деятельность писателя в деревне должна поддерживаться государством так же, как в прошлом году деятельность работников изобразительного искусства, которых посылал на село ОНК. Я лично наблюдаю с величайшим сочувствием это тяготение писательских масс к низовой работе. Но здесь, как нигде, важно руководство. Думаю, что со стороны ЦИК не встретится затруднений в отношении общей рекомендации посылаемым писателям. Что касается подготовки, то организация специального Центра безусловно целесообразна — писателя нужно приучать к организованности.
Писателю необходимо органически войти в работу данного коллектива, иначе он рискует превратиться лишь в «длительного жильца». Писатель может заняться культработой, особенно в деревне, где для этой культработы так мало людей.
Практически контрактацию, на мой взгляд, можно провести в порядке авансирования отдельных авторов с учетом гонорара. Тут нужно учесть лишение писателя условий нормальной работы. Очень печально, что хозорганы в этом вопросе недостаточно глубоки. Это неглубокое отношение может способствовать неорганизованному самотеку писателей на низовую работу, что я квалифицирую, как явление буржуазно–индивидуалистическое.