— Оглядываясь на пройденный путь, — говорит тов. Луначарский, — мы должны сказать, что Октябрь превзошел все самые смелые и оптимистические надежды, поскольку дело касается СССР. Однако, есть и другая сторона Октября, которая могла бы нас разочаровать, — это то, что отклик Октября вне России оказался гораздо более глухим, чем мы ожидали.
Характеризуя историю борьбы в этот период западноевропейского пролетариата, тов. Луначарский отмечает огромную организационную работу, которую проделал рабочий класс за границей.
Обращаясь к внутреннему нашему положению, оратор констатирует огромную заслугу по созданию Красной армии, как орудия вооруженного сопротивления пролетариата. Под гром аплодисментов докладчик заявляет, что за это время из органов государственной власти на первом месте стояло и стоит ГПУ, которое со всей силой и умением провело красный террор, — эту славную страницу нашей истории.
Говоря далее о строительстве государственной власти, тов. Луначарский указывает, что такого обновления государственного аппарата после революции, какое было у нас, не было нигде. Нужно было овладеть всей сотнемиллионной массой населения, вплоть до последней деревни, и подчинить все своему влиянию. «Мы знаем, — продолжает т. Луначарский, — что наш государственный аппарат еще не в блестящем состоянии, что ему еще нужно много поработать над собой, чтобы вовлечь в работу нашу подлинную советскую демократию, но мы также твердо знаем, что мы неуклонно растем, что рабоче-крестьянский государственный аппарат крепнет на наших глазах с каждым днем и годом».
Говоря о наших экономических задачах, докладчик останавливается на вопросе о государственном капитализме, через который мы должны провести наше государство к коммунизму. Путь военного коммунизма, на который мы вступили в первые годы, не был ошибкой, мы вынуждены были вести нашу политику этим путем.
Касаясь вопроса об овладении нами государственными экономическими рычагами, тов. Луначарский говорит, что хотя и здесь далеко не все сделано, но и здесь рост нашего хозяйства налицо. Наша денежная система привела в изумление даже наших врагов, наша торговля восстанавливается, быстрыми шагами развивается промышленность. Мы восстановили на 75 проц. продукцию сельского хозяйства. Начинает жить нормальной хозяйственной жизнью деревня, тянется к мелиорации, к трактору, к агрономическому просвещению.
В дальнейшем тов. Луначарский дает подробный анализ развития отдельных отраслей нашего хозяйства и приходит к выводам, что мы в области экономического развития сделали крупные успехи.
В дальнейшей части своей речи тов. Луначарский останавливает внимание пленума на нашем международном положении, особенно оттеняя полосу признаний СССР со стороны западноевропейских держав.