Философия, политика, искусство, просвещение

[Отзыв о скульптуре И. Иткинда «Жертва фашизма»]

Гордая голова пролетария, суровые черты возраста, зачерпнувшего тяжесть дореволюционной эксплуатации. Волевая складка губ, прямая, как черта, зачеркнувшая горечь вытянутых книзу уголков рта.

С большой теплотой дан поворот головы экскурсантки, сразу раскрывающий динамику стремления к узнаванию нового, открывающегося на пути. Полна выразительности маска композитора Маца,1 убитого «коричневыми». «В вечной каторге», являющейся блестящим использованием дерева (кстати, любимого материала Иткинда), показан стихийный протестант. Измученный каторгой капитализма, потерявший глаз в борьбе за существование, он не поддается, он полон упорства и жажды борьбы. Прекрасное преодоление легкости деревянной фактуры создает монументально–выразительную вещь. За последний год Иткинд дал около двадцати новых вещей. В этих новых работах нам раскрывается не только поражающая выразительность жеста и мимики, но сила закрепленного в своей динамике движения, но и ранее не встречавшаяся у него жизнерадостность и полноценность выражения. Скульптор Иткинд выворачивает старые корни.

А. Луначарский


  1. Речь о работе «Жертва фашистского погрома» («Голова композитора Маца, убитого “коричневыми”», 1927, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), упомянутой в ЭЕЭ. — Прим. сайта.
Впервые опубликовано:
Публикуется по редакции

Автор:


Публикуется по: judaica.kiev.ua


Поделиться статьёй с друзьями:

Иллюстрации к статье

Скульптура «Жертва фашизма»
Скульптура «Жертва фашизма»